Опубликовано 16 мая 2017, 19:46

Биологи расшифровали геном смертоносной тропической улитки

© Harry Taylor, Natural History Museum

Международная группа ученых секвенировала геном улитки, распространяющей паразитов, которые вызывают смертельное паразитарное заболевание — шистосомоз. Результаты они опубликовали в журнале Nature Communications.

Шистосомоз занимает второе место по смертности среди паразитарных заболеваний. Его возбудителями являются паразитические плоские черви Schistosomatidae, а их промежуточными хозяевами — брюхоногие моллюски, в том числе Biomphalaria glabrata, геномом которой заинтересовались ученые.

Во время работы с улитками ученые уточнили, как идут процессы, связанные с передачей паразитов, и это, как надеются авторы работы, поможет им в поисках способа остановить их распространение.

Кроме того, им удалось найти гены улитки, связанные с размножением и противодействием ядам. Возможно, биологам удастся подобрать вещества, которые будут губительно действовать на улиток, но останутся безопасными для других животных, в отличие от отравляющих веществ широкого спектра, которые применяются сейчас.

«Наша команда, большая международная группа, впервые провела полный анализ генома этого вредоносного вида, и, как результат, мы теперь намного лучше понимаем биологию этих улиток и то, как они переносят паразитов», — рассказал один из авторов работы, биолог из Абердинского университета Кэтрин Джонс.