Опубликовано 17 августа 2016, 15:30

Геомагнитные бури и годовые кольца деревьев помогут историкам датировать события древности

© Gabriel Jimenez/Unsplash

Исследователи из Оксфордского университета предложили использовать данные о содержании радиоактивных изотопов в годовых кольцах деревьев, чтобы точнее датировать исторические события, сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society A.

«Различия в концентрации радиоактивных изотопов во многом являются результатом выбросов углекислого газа при извержении вулканов, но могут быть и следствием изменений активности Солнца», – прокомментировал Майкл Ди из Школы археологии Оксфордского университета, ведущий автор исследования.

По утверждениям ученых, мощные геомагнитные бури, произошедшие в 775 и 994 годах, оставили след в годовых кольцах в виде повышенного содержания радиоактивного изотопа – углерода-14. Отмечается, что этот показатель можно измерить как у растущих сейчас деревьев, так и у тех, которые послужили материалом древним строителям. Однако ученые признают, что предложенный способ датировки имеет ограниченную точность – с его помощью можно указать десятилетие, но не год.

По словам Ди, результаты исследования можно также применить для изучения солнечной активности в прошлом, особенно частоты геомагнитных бурь и их мощности.