Опубликовано 23 августа 2018, 14:58

Ребенок из Денисовской пещеры оказался гибридом разных видов людей

© S. Entressangle/E. Daynes

Умершая около 90 000 лет назад 13-летняя девочка из Денисовой пещеры была ребенком представителей разных видов человека. Ее отец был денисовским человеком, а мать принадлежала к неандертальцам. Это первый доказанный случай того, что среди предков людей могли быть межвидовые гибриды. Результаты опубликованы в журнале Nature.

Помимо непосредственных предков современного человека, кроманьонцев, рядом с ними жили и другие группы представителей рода Homo. Существовали как минимум две группы людей, которые частично смешались с нашими предками и таким образом передали нам свои гены: неандертальцы и денисовцы. Анализ геномов уже подтвердил, что эти группы скрещивались между собой, но потомков в первом поколении от родителей настолько разных групп никогда не находили.

Международный коллектив ученых при участии сотрудников Института археологии и этнографии СО РАН в новой статье рассказал об анализе останков девочки, от которой сохранились фрагменты костей. Исследование показало, что она унаследовала от представителя неандертальцев 38,6% ДНК и митохондриальную ДНК. Последнее позволило ученым сделать вывод, что к неандертальцам принадлежала ее мать, ведь митохондрии наследуются по материнской линии. Отец девочки был денисовцем, и он передал дочери 42,3% ДНК, характерной для его вида. У отца в роду также были неандертальцы, но в далеком прошлом: от 300 до 600 поколений до него.

Авторы отдельно отмечают, что неандертальская часть ДНК девочки больше напоминает генетическую информацию представителей этого вида из пещер в Хорватии в тысячах километров на запад от Денисовской пещеры, чем геномы неандертальцев возрастом около 120 000, также найденные в самой Денисовской пещере. Возможны два объяснения этого факта: либо неандертальцы из Европы проникли в Сибирь и частично заместили местных представителей до рождения гибрида, либо, наоборот, неандертальцы с Алтая переместились в Европу после ее рождения. В любом случае это означает, что неандертальцы перемещались на значительные расстояния, а не жили на одних и тех же территориях в течение тысяч лет.