Опубликовано 09 ноября 2018, 12:05

Глобальное потепление угрожает арктическим куликам

Кулик-лопатень с птенцами. Эндемик России, вид на грани исчезновения (осталось 200-220 пар)

© Павел Томкович /МГУ

На основе глобального анализа данных ученые выяснили, что в течение последних 70 лет хищники стали чаще разорять гнезда куликов. Изменение пищевых предпочтений хищников, по мнению ученых, вызвано изменениями климата. Это явление может привести к существенному сокращению численности северных видов куликов или даже к исчезновению некоторых из них. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Глобальное потепление влияет на организмы в мировом масштабе: изменяется выживаемость видов, их репродуктивное и пищевое поведение. В новой работе команда ученых из Венгрии, Чехии, Великобритании и России проанализировала данные о судьбе 38 191 гнезда 111 видов куликов из 237 популяций и выяснила, что в течение последних 70 лет хищники все чаще разоряют гнезда куликов. Изменения в пищевом поведении хищных животных наиболее выражены в Арктике и соответствуют тенденции на увеличение температуры окружающей среды.

Ученые выбрали куликов модельным объектом исследования по ряду причин. Эти птицы встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды, схожим образом размножаются и похоже устраивают гнезда (открыто на земле), что делает их одинаково доступными для хищников в разных частях света. Кроме того, разные аспекты жизни куликов достаточно хорошо изучены. Совокупность этих факторов делает куликов удобной группой для глобальных исследований.

«На основе анализа естественной гибели гнезд куликов с кладками яиц в разных природных зонах земного шара выявлено принципиальное изменение в этом явлении. В связи с потеплением климата и изменениями во флуктуациях численности мышевидных грызунов частота гибели гнезд куликов возросла, особенно резко в Арктике. Если раньше преимуществом для дальних перелетов куликов на север был повышенный успех их размножения там, то теперь такого преимущества нет, и в результате птицы оказались в экологической ловушке, — рассказывает соавтор работы, Павел Томкович из МГУ имени М.В. Ломоносова. — На фоне прочих природных и антропогенных негативных процессов это угрожает снижением численности и возможным исчезновением каких-то видов куликов севера. Результаты исследования свидетельствуют о происходящих в природе изменениях в глобальном масштабе, в данном случае во взаимоотношениях хищников и их жертв».

Как отмечает ученый, прежде существовали различия в частоте гибели гнезд от хищников в зависимости от географической широты, и гибель была наибольшей в тропиках. В недавнее время эта картина значительно изменилась. Исследование показало, что в нынешнем веке гнезда куликов стали гибнуть от хищников в умеренной зоне вдвое чаще, а в арктической — втрое. Теперь в Арктике гибнет 2/3 гнезд куликов, что значимо больше доли разоренных гнезд в тропиках.

Ученые выдвигают несколько гипотез, которые объясняют, почему гнезда куликов в Арктике стали разорять чаще. Согласно наиболее обоснованной из них, хищники вынуждены переходить к разорению гнезд из-за нарушения связей между ними и их основной едой — мышевидными грызунами. Раньше численность мелких грызунов резко менялась от года к году, и яйца птиц для хищников были запасным вариантом питания в то время, когда грызунов становилось меньше. Глобальное потепление привело к тому, что численность грызунов стало все больше падать. Хищники вынужденно переключились на альтернативные корма, в том числе и птичьи яйца.

Если раньше куликам было выгодно совершать дальние сезонные перелеты в Арктику, потому что на севере гнезда меньше страдали от хищников, то теперь ситуация стала обратной. По мнению экспертов, северные кулики оказались в обширной экологической ловушке. Скорее всего, в будущем численность арктических птиц будет сокращаться под действием нескольких негативных факторов. Среди них — усиленный пресс со стороны хищников в местах размножения, рассинхронизация периодов вылупления птенцов и массового выплода беспозвоночных животных, служащих для них кормом, сокращение местообитаний и рост гибели взрослых птиц во время сезонных перелетов.