Опубликовано 20 декабря 2016, 11:27

Глубоководный осьминог Каспер под угрозой вымирания

Глубоководный осьминог «Каспер»

© NOAA Office of Ocean Exploration and Research, Hohonu Moana 2016

Ученые из Центра морских и полярных исследований имени Гельмгольца обнаружили, что недавно найденный вид осьминогов находится под угрозой вымирания. О своей работе исследователи написали в журнале Current Biology.

На четырехкилометровой глубине около Гавайских островов группа дайверов нашла осьминога, который был прозван Каспером за то, что был похож на мультипликационное приведение. Сейчас ученые исследуют новый вид. Оказалось, что эти осьминоги откладывают яйца на мертвых губках — глубоководных многоклеточных организмах, ведущих прикрепленный образ жизни. В этом районе океанического дна губки прикрепляются к залежам марганцевых конкреций — загадочных образований, содержащих в своем составе большое количество ценных металлов.

Ученые проследили за 30 особями этого вида с помощью телеуправляемого подводного аппарата. Исследователи изучили привычки осьминогов и то, как животные ведут себя со своим потомством. Самки осьминогов заботятся о яйцах, пока юные осьминоги не вылупились, что может происходить довольно долгое время из-за низких температур, преобладающих на такой глубине.

Марганцевые конкреции образуются по типу жемчужин, и этот процесс может занять миллионы лет. Покрытые такими конкрециями участки океанического дна очень интересуют горнодобывающие компании из-за содержащихся в них металлов: марганца, меди и никеля. Это значит, что территория для размножения таких осьминогов может оказаться под угрозой и они могут исчезнуть.

Более того, представители найденного вида — долгожители, значит, восстановить их популяцию будет сложно и даже невозможно, если конкреции на океанском дне исчезнут совсем. При вымирании осьминогов пострадает экосистема, поскольку эти существа питаются мелкими организмами, популяции которых непредсказуемо возрастут, если осьминоги исчезнут.