Опубликовано 31 июля 2019, 19:09

«Гормон любви» вызывает у морских звезд только голод

Морская звезда Asterias rubens

© Emőke Dénes/Wikimedia Commons

Окситоцин, который в высших животных вызывает чувство привязанности и любви, у морских звезд Asterias rubens приводит к пищевому поведению. Результаты исследования, опубликованные в журнале BMC Biology, могут помочь в контроле морской звезды тернового венца (Acanthaster planci), которая разрушает Большой Барьерный риф.

Нейропептиды синтезируются в центральной и периферической нервной системе. Их функция — контролировать физиологические процессы и поведение животного, для чего эти молекулы связывают так называемые рецепторы GPCR на поверхности целевых клеток. Среди наиболее изученных нейропептидов — вазопрессин и окситоцин. Они структурно родственны друг другу, однако на периферии вазопрессин действует как антидиуретик и повышает кровяное давление, тогда как окситоцин приводит к сокращению матки и к лактации. В центральной нервной системе эти два гормона играют выдающуюся роль в регуляции социального и репродуктивного поведения. В частности, именно окситоцин вызывает любовь — удовлетворение, снижение тревоги и спокойствие рядом с партнером.

Во время кормления морские звезды (Asteroidea) взбираются на добычу — мидию или устрицу, — сгорбливаются, раскрывают створки раковины моллюска и выталкивают свой желудок в отворившуюся щель. Вместе с желудком в полость раковины выбрасываются пищеварительные ферменты. В итоге звезда просто потягивает «суп из морепродуктов».

Биологи из Лондонского университета королевы Марии и Уорикского университета задались вопросом, какие эффекты нейропептиды типа вазопрессина и окситоцина оказывают на Asterias rubens. Ведь обнаруженные в ее теле GPCR-рецепторы к нейропептидам явно не служат ей для любви и привязанности. В ходе анализа ученые применили методы масс-спектрометрии, секвенирования мРНК, мРНК гибридизации in situ, иммуногистохимии и другие.

Так, исследователи определили в теле звезды участки синтеза нейропептида астеротоцина и его GPCR-рецептора. Синтез происходит в центральной нервной системе, пищеварительной системе, в стенке и придатках организма. Фармакологические эксперименты показали, что астеротоцин снижает тонус мышц. Инъекция астеротоцина живым морским звездам вызывала фиктивное кормление — звезда сгорбливалась и выворачивала желудок.

«Наше исследование показало, что окситоцин — важный и древний регулятор кормления животных, — поясняет ведущий автор статьи, професор Лондонского университета королевы Марии Морис Элфик. — Так что окситоцин — это гораздо больше, чем просто гормон любви. Особенно для животных, которые не влюбляются».