Опубликовано 04 марта 2021, 19:46

Исследователи оценили эффективность различных способов запоминания слов

Исследователи оценили эффективность различных способов запоминания слов

© nature/YouTube

Ученые из Санкт-Петербургского государственного университета выяснили, что при запоминании новых слов одинаково эффективны как осознанный способ обучения, так и основанный на получении знаний из контекста. Результаты могут помочь в разработке методик обучения родному и иностранным языкам, а также в восстановлении речевой функции у пациентов после черепно-мозговых травм. Статья опубликована в журнале Frontiers in Psychology.

Существует два основных варианта выучивания новых слов. Эксплицитное научение заключается в использовании прямых инструкций, этот способ обычно используют на уроках иностранного языка. При имплицитном научении человек получает знания из контекста. О том, какой из этих методов более эффективный долго время велись споры. Психологи и нейробиологи СПбГУ ответили на этот вопрос. Согласно результатам их экспериментов оба метода одинаково эффективны.

Для экспериментов ученые отобрали часто употребляемые существительные русского языка. Все слова обозначали хорошо известные предметы, были сходны по физическим и психолингвистическим признакам и состояли из трех звуков и букв. После этого исследователи создали псевдослова, перегруппировав начало и конец реальных слов, а также подобрали изображения неизвестных испытуемым предметов и животных, которым должны были соответствовать псевдослова. Испытуемым предлагалось ответить на десять разных вопросов, в которые были включены новые слова. Так, в контексте аудиовизуального ознакомления с новыми словами и соответствующими им изображениями испытуемые и усваивали новые слова, их звучание и смысл.

«Чтобы оценить, как меняется активность мозга в результате обучения, до и после него, снимались показания электроэнцефалограммы, с помощью которых регистрировали так называемые вызванные потенциалы (своего рода всплески скоординированной активности большого количества нейронов), возникающие в коре головного мозга в ответ на предъявление знакомых и незнакомых слов перед обучающей сессией и после нее, — рассказывает первый автор исследования, глава лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ Юрий Штыров. — Кроме того, после обучающих сессий испытуемые выполняли различные задания для проверки того, насколько им удалось запомнить слова: тесты на свободное воспроизведение слов по памяти, на узнавание их на слух и на понимание их смысла».

Люди запоминали слова уже после десяти проб вне зависимости от способа научения. Однако, несмотря на примерно равную эффективность типов научения, их мозговые механизмы различаются. При имплицитном научении активность в основном была сдвинута в зоны левого полушария, которые традиционно связывают с языком. Эксплицитное научение активировало распределенную по обоим полушариям систему, связанную с исполнительными функциями и контролем внимания. Это довольно позднее эволюционное приобретение. Полученные данные потенциально могут быть использованы в образовательных целях, а также и в терапии и реабилитации людей с повреждениями головного мозга. Например, восстанавливая речь после инсульта, специалист будет иметь возможность выбирать тип научения в зависимости от того, какие участки головного мозга пострадали у больного.