Опубликовано 04 сентября 2020, 17:27
2 мин.

Установлен истинный размер мегалодона

© Corey Ford/Getty Images

С помощью методов математического моделирования британские исследователи смогли по окаменелостям зубов восстановить размер крупнейшей из когда-либо существовавших акул — мегалодона. Длина тела этого существа достигала 16 метров, а его челюсти могли развивать силу более 10 тонн. Кроме того, ученые реконструировали пропорции отдельных частей тела акулы. Работа опубликована в журнале Scientific Reports.

Определение размеров древних акул — сложная задача, так как их ископаемые останки представлены в основном зубами. От самой крупной из когда-либо существовавших акул — мегалодона, жившего в период с 23 до 3 миллионов лет назад, остались только треугольные зубы размером больше человеческой руки. Группа ученых из Университета Суонси и Бристольского университета использовала ряд математических методов для определения размеров и пропорций этого существа.

Исследователи провели множество сравнений с акулами, имеющими экологическое и физиологическое сходство с мегалодоном. Раньше эту ископаемую акулу сравнивали только с современной белой акулой. Ученые расширили анализ, включив в него еще пять разных видов. Было установлено, что длина тела мегалодона достигала 16 метров, а его челюсти способны были развить силу более 10 тонн. Для сравнения, самая большая из современных акул — большая белая акула — редко вырастает более шести метров, а сила ее укуса составляет всего лишь две тонны.

«Мегалодон не является прямым предком большой белой акулы, он в равной степени связан и с другими крупными хищными акулами, такими как мако, лососевая акула и атлантическая сельдевая акула. Мы объединили подробные измерения длины и пропорций тела пяти разных акул, чтобы сделать предположение относительно мегалодона», — рассказывает одна из исследователей, сотрудница Университета Суонси Каталина Пимиенто.

Ученые оценили, как изменяются относительные размеры частей тела у современных акул по мере взросления, и установили, что у этих рыб с ростом не наблюдается изменения пропорций, как, например, у многих млекопитающих. После этого исследователи взяли кривые роста пяти современных акул и спроектировали из них одну общую форму, увеличив ее размеры вплоть до 16 метров.

Вероятно, длина головы мегалодона была около 4,65 м, спинной плавник достигал 1,62 м в высоту, а хвост 3,85 м. Реконструкция размеров частей тела мегалодона представляет фундаментальный шаг к лучшему пониманию физиологии этого гиганта и внутренних факторов, которые, возможно, стали причиной его исчезновения.