Опубликовано 30 января 2018, 15:55

Генетики восстановили историю заселения Северной Европы

© De Agostini Picture Library/Getty Images

Ученые проанализировали человеческие геномы из 38 стоянок в районе Балтийского моря, которые датируют в диапазоне от 12000 до 500 лет до нашей эры. Работа позволила прояснить историю попадания людей на Скандинавский полуостров и развития земледелия в регионе. Статья с результатами опубликована в журнале Nature Communications.

Оказалось, что человек заселил Северную Европу достаточно поздно: первые племена охотников-собирателей появляются здесь только около 11 000 лет назад, после отступления ледника. Развитие земледелия также отстает: 7 000 лет назад в Центральной Европе оно уже было повсеместно развито, но на север проникло лишь тысячелетие спустя. Ученые достаточно подробно восстановили древние миграции по большей части Европы и распространение новых технологий, но самые северные территории оставались не до конца изученными.

На основе предыдущих исследований геномов ученые выяснили, что в мезолите (период от 12000 до 7000 лет назад) на территории Европы жило две различные группы охотников-собирателей: восточная (от Карелии до северо-запада России) и западная (от Пиренейского полуострова до современной Венгрии). В новой работе показывается, что населявшие тогда территорию Литвы люди намного больше похожи на западную группу, несмотря на географическую близость к восточной. В то же время попавшие в Скандинавию люди оказались генетически близки обеим группам. Так как о стоянках представителей восточной группы на берегах Балтийского моря ученые не знают, остается предположить, что они прошли по сухопутному маршруту, попали в северную часть Скандинавии, а затем смешались с пришедшими сюда с юга представителями западной группы.

Полноценное развитие земледелия в южной Скандинавии началось около 6000 лет назад — на 1000 лет позже, чем в Центральной Европе. Жители территорий к востоку от Балтики были преимущественно охотниками, рыбаками и собирателями еще на протяжении тысячи лет. «Мы выявили постепенное увеличение доли генов местных жителей Восточной Балтики среди живших на территории Швеции людей в начале бронзового века, — говорит один из авторов работы Алисса Миттник из Института наук об истории человека Общества Макса Планка. — Местные популяции не были полностью вытеснены, а сосуществовали и в конце концов слились с новопришедшими».