Биология

Изменения климата заставили мастодонтов постоянно кочевать

Julius Csotonyi

Международная группа ученых выяснила, что мастодонты (Mammut americanum) регулярно мигрировали по всей Северной Америке. Это было связано с относительно частыми изменениями климата в плейстоцене, из-за которого при потеплении северные регионы становились подходящими для обитания этих животных. Исследование опубликовано в Nature Communications.

«Казалось бы, видеть бурых медведей за пределами их исторического ареала обитания, например на севере Канады и арктических островах, — это замечательно. Очевидно, что они получают выгоду в результате естественного изменения климата, как это когда-то было с мастодонтами. Но это преимущество может быть очень ограниченным. Важно понимать, что то, что мы можем считать благоприятным изменением для одних видов, не обязательно так хорошо для других», — говорит один из авторов исследования, старший куратор Отдела маммологии Американского музея естественной истории Росс Макфри.

Мастодонты, вымершие около 11 тысяч лет назад, были близкими родственниками мамонтов и современных слонов. Отличались они от них в первую очередь строением черепа и зубов. Это были массивные существа с бивнями, рост которых достигал трех метров. В свое время мастодонты были одними из крупнейших животных на Земле, останки которых находят по всей Северной Америке. Это свидетельствует о том, что в свое время они перемещались между разными частями континента. Однако до сих пор ученые не знали, была ли это одна массовая миграция или регулярные перемещения.

Ученые из США, Канады, Мексики и Австралии выяснили, что мастодонты регулярно кочевали по всей Северной Америке. Причиной были изменения климата. В эпоху плейстоцена, начавшуюся 2,6 млн лет назад и закончившуюся 11 тысяч лет назад, климат регулярно менялся. Ледниковые периоды сменялись потеплениями и наоборот. Это влияло на оледенение северных регионов. При потеплении лед отступал, и на освобожденных землях возникали новые леса и болота, которые были излюбленным местом обитания мастодонтов. Поэтому они начинали мигрировать на север. Выяснить это ученым помогла реконструкция митохондриального генома, который они добыли из окаменелых зубов, бивней и костей 33 мастодонтов. Они выделили пять групп, две из которых происходят из одного региона — Восточной Берингии. Эти две группы датируются разными периодами и соответствуют потеплениям климата. Анализ также показал, что животные из северных районов обладали меньшим генетическим разнообразием, чем их южные сородичи. Это связано с тем, что они недостаточно долго обитали на севере, чтобы адаптироваться к холоду. «Это всегда сигнал опасности для позвоночных. Без генетического разнообразия вы не сможете реагировать на новые условия жизни», — отмечает другой автор исследования, палеонтолог из Канадского музея природы Грант Зазула.

По мнению ученых, изучение взаимодействия фауны плейстоцена с климатом может предоставить очень ценную информацию о поведении современных северных видов. «Это действительно интересно, потому что в настоящее время многие виды, такие как лоси и бобры, стремительно расширяют свой ареал на север на десятки и сотни километров всего за столетие», — отметил ведущий автор исследования, аспирант Центра древней ДНК и факультета биологии Университета Макмастера Эмиль Карпински.