Опубликовано 25 ноября 2020, 21:00

Клюв мезозойской птицы оказался похожим на современные

Мезозойские птицы _Falcatakely forsterae_ в представлении художника

Мезозойские птицы Falcatakely forsterae в представлении художника

© Mark Witton

Палеонтологи нашли и изучили череп птицы, жившей на Мадагаскаре в конце мелового периода. Они обнаружили, что при сохранении основных принципов строения черепа древних птиц клюв нового вида удивительно похож на современных нам животных. Это свидетельствует, что клювы древних птиц могли быть гораздо разнообразнее, чем считалось ранее. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Ключевую роль в формировании нашего понимания биологической эволюции сыграли птицы. Они стали одним из источников вдохновения для Чарльза Дарвина, наблюдавшего разнообразие форм клювов у галапагосских вьюрков. Первые птицы появились еще во времена динозавров, и в ходе мезозойской эры (65–250 миллионов лет назад) они эволюционировали в виды самых разных размеров и моделей поведения. Но одна вещь оставалась примерно одинаковой у всех видов — форма клюва. По крайней мере, так ученые считали до обнаружения нового вида, получившего название Falcatakely forsterae.

Это птица размером с ворону жила на Мадагаскаре в маастрихтском ярусе мела, около 68–70 миллионов лет назад. Ученые обнаружили только ее череп, но этого оказалось достаточно для важного открытия. «Когда череп начал выступать из камня, мы поняли, что это что-то очень особенное, а то и вовсе уникальное. Мезозойские птицы с такими высокими и длинными мордами совершенно неизвестны, и фалькатакели дает прекрасную возможность пересмотреть представления относительно эволюции головы и клюва в линии, ведущей к современным птицам», — рассказал ведущий автор исследования, профессор анатомии и нейробиологии из Университета Огайо Патрик О'Коннор.

Фалькатакели принадлежит к энанциорнисам — вымершей группе птиц, представители которой известны в основном по азиатским находкам мелового периода. «Энанциорнисы были первой большой и разнообразной группой ранних птиц. Они жили вместе с их нептичьими родственниками, такими как велоцираптор и тираннозавр. В отличие от первых птиц, таких как археоптерикс, для которых были характерны длинные хвосты и примитивные черты черепа, энанциорнисы выглядели бы относительно современно», — рассказал другой автор исследования, профессор Университета штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук Алан Тернер.

Клюв фалькатакели оказался удивительной находкой. Череп птицы длиной около 8,5 см слишком хрупкий, и ученые не смогли полностью извлечь его из камня. Поэтому палеонтологи прибегли к микрокомпьютерной томографии высокого разрешения и обширному цифровому моделированию, чтобы виртуально отделить кости от горной породы. А затем они распечатали на 3D-принтере результат. Ученые обнаружили, что строение черепа фалькатакели аналогично другим древним птицам эпохи динозавров и нелетающим тераподам. Он состоит из небольшой предчелюстной кости и большой верхней челюсти. Это большое отличие от современных птиц, у которых клюв в основном образован одной большой предчелюстной костью. Однако, несмотря на такие фундаментальные различия в строении черепа, общая форма черепа фалькатакели демонстрирует развитие лицевой анатомии, аналогичной анатомии современных птиц.

«Внешне фалькатакели в целом может напоминать любых современных птиц, однако именно лежащая в основе скелетная структура лица переворачивает с ног на голову все, что мы знаем об эволюционной анатомии птиц. Существуют очень разные способы организации лицевого скелета, которые приводят к схожим конечным целям или, в данном случае, схожей форме головы и клюва», — отметил О'Коннор.

Клюв Falcatakely forsterae

© Mark Witton

После этого исследователи попытались выяснить, как мог проходить процесс такой конвергентной эволюции. «Мы обнаружили, что некоторые современные птицы, такие как туканы и птицы-носороги, развили очень похожие серповидные клювы через десятки миллионов лет после фалькатакели. Что удивительно, так это то, что эти линии сходятся в одной и той же базовой анатомии, несмотря на очень отдаленное родство», — отметил один из авторов исследования, Райан Фелис из Университетского колледжа Лондона.