Опубликовано 23 июня 2020, 11:11

Ученые выяснили, когда появились условия для формирования окаменелостей

Различные микроокаменелости древних животных

© Hannes Grobe/AWI/Wikimedia Commons/Indicator.Ru

Исследователи из Великобритании и США использовали энергодисперсионную рентгеновскую спектроскопию и инфракрасную спектроскопию высокого разрешения, чтобы проанализировать минералы в аргиллитах вокруг микроокаменелостей. Результаты работы показали, что необходимые условия существовали задолго до того, как первые окаменелости животных, найденные до сих пор, начали формироваться. Статья ученых опубликована в журнале Interface Focus.

Рассчитанное учеными время появления первых животных на Земле не совпадает с данными, полученными при анализе окаменелостей. Сравнение ДНК разных видов и экстраполяция того, как долго они будут мутировать от общего предка, позволяет предположить, что животные начали появляться примерно 650–833 миллиона лет назад, но самые древние окаменелости, обнаруженные до сих пор, датируются только 580 миллионами лет. Одно из объяснений заключается в недостатках ископаемой летописи. Животные действительно существовали, но горные породы и окружающая среда были непригодными для процесса окаменения.

Очень долго ученые предполагали, что до Кембрийского взрыва не существовало никаких ископаемых записей о живых организмах. Открытие в 1950-х годах микроокаменелостей позволило исследователям по-новому взглянуть на проблему. Исследователи изучили процессы консервации в роговиках и фосфатах, но оказалось, что подавляющее большинство микроокаменелостей находятся в аргиллитах. При этом процессы их образования все еще не до конца ясны, как и причины, по которым некоторые аргиллиты содержат микроокаменелости, а другие — нет.

Ранее исследователи уже проводили эксперименты с выращиванием бактерий, вызывающих распад различных веществ в аргиллите. Они обнаружили, что минерал из группы алюмосиликатов каолинит ингибирует рост бактерий. Это могло позволить лучше сохранить мертвых животных. Теперь ученые старались выяснить, может ли каолинит присутствовать в аргиллите с микроокаменелостями, помогая ему сохранять микроорганизмы. Палеонтологи в ходе новой работы старались идентифицировать минералы, соприкасающиеся с клеточной стенкой в микроокаменелостях, чтобы увидеть, помогает ли каолинит сохранить ткани древних животных.

Ученые обрабатывали образцы с микроокаменелостями определенным образом. Это позволило авторам увидеть частицы минерала вокруг окаменелостей. Используя спектроскопические методы, ученые выяснили, что этот минерал — каолинит. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при окаменении докембрийских микробов, как и в случае их менее древних родственников, происходят одинаковые молекулярные процессы. По словам исследователей, тот факт, что в мире отсутствуют окаменелости животных возрастом 800 миллионов лет, показывает, что, вероятнее всего, эти организмы тогда еще не эволюционировали.