Опубликовано 28 сентября 2018, 15:13

Древнейшие морские хищники умели наращивать изношенные зубы

© Martin Shields/Global Look Press

Похожие на угрей древние морские хищники могли лечить себе зубы и даже выращивать их заново. К такому выводу пришли немецкие палеонтологи, исследовавшие окаменелые останки этих животных. Статья об этом опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Ученые исследовали останки конодонтов — вымерших животных, внешне похожих на угрей. Они появились около 480 миллионов лет назад, во время кембрийского периода, а исчезли в результате триасово-юрского вымирания, порядка 200 миллионов лет назад. Размеры конодонтов колебались от 1 до 40 сантиметров. Несмотря на то, что палеонтологам от этих животных достались практически только окаменелые зубы, они смогли восстановить достаточно много подробностей из их внешнего вида. Например, большинство ученых сходится во мнении, что во рту у конодонтов было 15-19 зубов. Палеонтологи из Германии в новой работе рассказывают, как эти зубы росли и каким образом конодонты могли их восстанавливать.

Каждый слой имеющихся образцов окаменелых зубов конодонтов биологи рассмотрели с помощью электронной и рентгеновской микроскопии. В результате выяснилось, что развитие этих организмов можно разделить на три стадии в зависимости от формы их зубов. Во время первой стадии, личиночной, зубы у этих хордовых уже были, однако они не использовались: на них не было следов износа. Палеонтологи сделали вывод, что личинки конодонтов глотали пищу, не пережевывая ее. На следующих стадиях хищники уже вовсю использовали зубы, что подтверждают исследованные окаменелости.

Еще одним открытием стало то, что после периода износа зубы самовосстанавливались, причем центры роста нового слоя материала не совпадали с основной осью развития зуба. Процесс такого самовосстановления был цикличным, палеонтологи насчитали как минимум пять периодов износа-восстановления. В отличие от зубов человека, которые растут изнутри, зубы конодонтов росли как бы снаружи. Именно эта особенность и помогала древним хищникам обновлять изношенные зубы.