Опубликовано 20 апреля 2017, 19:22

Мамонты страдали от тех же заболеваний, что и люди

© Charles Robert Knight/Wikimedia Commons

Ученый из Томского государственного университета исследовал останки мамонтов, найденные на берегах реки Берелех, и установил, что многие из этих животных страдали заболеваниями скелета, которые характерны и для людей. Результаты исследования опубликованы в журнале Quaternary International.

«Захоронение шерстистых мамонтов было обнаружено в древней старице реки Берелех. В ходе первых экспедиций в начале 1970-х годов исследователи собрали более восьми тысяч остатков, но вывезти весь материал сразу не было возможности. В итоге его большую часть складировали на месте работ», – рассказал автор работы, заведующий лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ГГФ ТГУ Сергей Лещинский.

Благодаря отложениям, покрывавшим останки, и вечной мерзлоте кости мамонтов прекрасно сохранились, у некоторых скелетов уцелели хрящи. Возраст находки ученые оценивают в 14-15 тысяч лет.

Изучение останков показало, что на 42% костей есть следы заболеваний скелета, в том числе таких, которые, как считалось, более характерны для людей, чем для животных.

«Одно из заболеваний у врачей называется “суставная мышь”, или ”рисовое зерно”. Это свободно расположенный в полости сустава фрагмент отделившейся костной или хрящевой ткани. Довольно часто эта патология отмечается у людей. При попадании такого кусочка в суставную полость возникает сильнейшая боль. Это свидетельствует о серьезном заболевании, например, некрозе субхондральной кости. Животное с таким недугом было ограничено в движении и часто становилось легкой добычей хищников», – продолжил Лещинский.

Еще одна аномалия, впервые описанная у мамонтов, – незамкнутость поперечных отверстий шейных позвонков, в которых в норме расположены кровеносные сосуды и нервные сплетения. Позвонков с таким отклонением несколько, очевидно, что они принадлежат разным особям. Однако в большинстве случаев у мамонтов встречаются признаки суставных деструкций, остеопороз, остеофиброз, остеомаляция, остеолиз, ложные суставы и другие заболевания, вызванные нарушениями обмена веществ из-за недостатка или избытка жизненно важных макро- и микроэлементов.

Данные результаты подтверждают гипотезу палеонтологов ТГУ о том, что причиной массового вымирания мамонтов стал геохимический стресс, возникший из-за минерального голодания вследствие серьезных экологических изменений на планете.