Опубликовано 27 ноября 2018, 14:52

Митохондриальная ДНК может наследоваться от отца

© Torsten Wittmann/University of California/NIGMS/CC BY 3.0

При лечении четырехлетнего мальчика американские медики доказали, что содержащаяся внутри митохондрий ДНК может передаваться от отца. Ранее ученые считали, что это практически невозможно, так как в яйцеклетке митохондриальной ДНК в тысячи раз больше, чем в сперматозоиде. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Превалирующая часть ДНК находится в ядре клетки и поровну наследуется от матери и отца, однако небольшая часть также содержится в митохондриях — внутриклеточных органеллах. Их предками были бактерии, ставшие симбионтами, а затем превратившиеся в часть клетки. Общепринята точка зрения, что митохондриальная ДНК (мтДНК) наследуется только от матери у большинства растений, грибов и животных, в том числе у человека. Это связано с тем, что в яйцеклетках по сравнению со сперматозоидами намного больше митохондрий и соответственно, копий их ДНК. Кроме того, отцовская мтДНК в процессе оплодотворения разрушается, что тоже уменьшает вероятность ее наследования.

В новой работе под руководством Таошэна Хуана из Детского медицинского центра при Университете Цинциннати (США) ученые впервые показали, что у людей мтДНК может наследоваться по отцовской линии. У четырехлетнего пациента, лечение которого описывается в статье, были симптомы быстрой усталости и мышечных болей. Это навело медиков на мысль о том, что у него нарушены функции митохондрий. Однако анализ дал совершенно неожиданный результат — гетероплазмию митохондрий, то есть мтДНК была унаследована не только от матери. Ранее ученые уже наблюдали подобные ситуации в исключительных случаях у других видов, но никогда не замечали этого у людей.

Анализы сестры пациента и его матери также показали, что генетическая информация в митохондриях смешанная. Ученые пришли к выводу, что необычная ситуация возникла при рождении матери мальчика, у которой мтДНК в пропорции 60/40 унаследована от ее матери и отца. «Наши результаты показывают, что несмотря на то, что центральная догма о наследовании мтДНК по материнской линии остается верной, существуют некоторые исключительные ситуации, в которых отцовская мтДНК может передаваться потомству», — пишут авторы в статье.

Ученые считают, что двойное наследование мтДНК у людей может происходить чаще, чем считалось, а подобные случае в прошлом отбрасывались как технические ошибки. Теперь придется проводить масштабный повторный анализ подобных данных.