Опубликовано 07 июня 2017, 10:24

Модель показала, могли ли предки уток и гусей летать

Серые гуси (Anser anser)

© MichaelMaggs/Wikimedia Commons

Группа биологов, опубликовавших статью в журнале The Auk: Ornithological Advances, предложила способ определять, умели ли летать вымершие виды уток и гусей. Разработанная модель основана на измерении скелетов птиц, в частности костей крыльев и ног.

В ходе исследования ученые измерили кости 787 птиц, принадлежащих 103 видам современных уток и гусей. На основе данных о размерах костей крыльев и ног они разработали математическую модель, предсказывающую, могут ли эти птицы летать. Применив эту модель к изучению 16 вымерших видов, ученые пришли к выводу, что пять из них летать не умели.

Кости гавайской птицы Ptaiochen pau, которые ученые использовали при проверке своей модели

© J. Watanabe

«Один из захватывающих моментов такого исследования — найти в музейных хранилищах интересные останки, до тех пор неидентифицированные. Интересно, что птицы семейства утиных были очень разнообразными. Они населяли отдаленные острова и равнины на континентах, некоторые были огромными, а другие — небольшими», — рассказал один из авторов работы, Джунья Ватанабе.

«Доктор Ватанабе предложил хороший статистический метод определения того, летала птица или нет, опирающийся на измерения длины всего четырех костей. Другие исследователи оценят его способ оценивать соотношение длины костей даже у ископаемых видов, у которых кости отделены друг от друга. Фрагментарность скелетов на месте раскопок долгое время препятствовала сложным способам анализа; доктор Ватанабе сделал значительный шаг вперед к решению этой проблемы», — оценила работу специалист из Национального музея естественной истории Хелен Джеймс.