Опубликовано 02 апреля 2020, 11:41

Исследователи проанализировали мозг австралопитека Люси

Реконструкция черепа австралопитека Люси

Реконструкция черепа австралопитека Люси

© Philipp Gunz/MPI EVA Leipzig

Особи вида Australopithecus afarensis заселили Восточную Африку более трех миллионов лет назад. Они занимают ключевое положение в генеалогическом древе гомининов. Используя останки одного из самых известных представителей австралопитеков — Люси, — ученые смогли получить детальные представления о ее мозге и сделать вывод об эволюционном развитии этого органа у людей. Работа исследователей опубликована в журнале Science Advances.

Люси и ей подобные особи дают важные свидетельства о поведении ранних гомининов. Они ходили прямо, имели мозг, который был примерно на 20% больше, чем у шимпанзе и, возможно, использовали острые каменные орудия. Для изучения роста и организации мозга у Australopithecus afarensis авторы нового исследования сканировали ископаемый череп с помощью синхротронной микротомографии. Также ученые провели анализ семи других черепов, найденных на эфиопских стоянках Дикика и Хадар, с помощью обычной томографии высокого разрешения.

Несколько лет кропотливой реконструкции окаменелостей и подсчета линий роста зубов позволили получить множество важной информации об авcтралопитеке Люси, включая отпечаток ее мозга, точный возраст смерти, новые оценки внутричерепного объема и ранее не обнаруженные особенности ископаемых австралопитеков.

Вопреки предыдущим утверждениям, полученные данные позволяют говорить о том, что у Australopithecus afarensis была обезьяноподобная организация мозга, и нет никаких отличительных особенностей, похожих на человеческие. Однако сравнение внутричерепных объемов у младенцев и взрослых тем не менее указывает на более продолжительный рост мозга у этого вида. Вероятно, это был важный момент, позволивший гомининам в конечном счете значительно увеличить период обучения в детском возрасте.

Мозг современного человека не только намного больше, чем у наших ближайших родственников — обезьян, — но и устроен по-другому, и ему требуется больше времени, чтобы вырасти и созреть. Например, по сравнению с шимпанзе современные человеческие младенцы учатся дольше за счет того, что полностью зависят от родительской заботы достаточно долго. Эти характеристики важны для человеческого познания и социального поведения, но их эволюционное происхождение остается неясным. Мозг не окаменевает, но по мере того, как он растет и расширяется до и после рождения, ткани, окружающие его внешний слой, оставляют отпечаток на внутренней части черепа. Основываясь на этих эндокранах, исследователи могли измерять внутричерепной объем и делать выводы о ключевых аспектах организации мозга по отпечаткам мозговых извилин в черепе.

Исключительно хорошо сохранившийся эндокран черепа Люси недвусмысленно показывает существование у нее лунной борозды, располагающейся точно так же, как у обезьян. Кроме того, КТ-сканирование выявило ранее не обнаруженный отпечаток обезьяноподобной лунной борозды в хорошо известной ископаемой взрослой особи австралопитека из Хадара (A. L. 162-28). Вопреки предыдущим заявлениям, исследователи не нашли доказательств реорганизации мозга ни в одном эндокране Australopithecus afarensis. По словам ученых, это может быть следствием более долгой зависимости особи в детском возрасте от опекунов. Но в любом случае, исследователи сообщают, что, скорее всего, именно этот затяжной рост мозга заложил основу для последующей эволюции этого органа и социального поведения у гомининов.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.