Опубликовано 07 августа 2017, 15:39

Из муравьев сделали голодных и асексуальных социофобов

© Andy Murray/Flickr

Последние достижения в области биотехнологии, в том числе способ редактирования генома на основе CRISPR, позволяют создавать лишенных обоняния муравьев. Без этого ключевого для данных насекомых чувства они не могут эффективно общаться, искать еду и спариваться. Авторы нового исследования надеются, что подобные муравьи станут важным модельным организмом для исследования сложной социальной динамики. Препринт статьи опубликован на сервере BioRxiv.

Муравьи — высоко социальные насекомые со сложной системой взаимоотношений внутри колонии. Ученые долгое время почти не сомневались, что именно запахи являются основными носителями информации и средством коммуникации для муравьев. Создание насекомых с «выключенным» геном ключевого для обонятельной системы белка позволило окончательно доказать это утверждение. С отсутствующим обонянием поведение животных коренным образом изменилось во многих аспектах.

Особи с неработающим обонянием выделялись не только поведением, но также и строением мозга. В их центральной нервной системе есть специальные клубочки, ответственные за обработку обонятельной информации. Нечувствительные к запаху муравьи обладали только частью этих образований, а оставшиеся выглядели менее организованными.

Авторы использовали муравьев вида Harpegnathos saltator (также называемых «индийскими прыгающими муравьями»), которые обладают некоторыми очень удобными для лабораторного содержания особенностями. В отличие от большинства других видов, у которых некоторым особям уже при рождении определено стать матками, у H. saltator любая женская особь потенциально может приносить потомство. Для этого достаточно всего лишь изолировать ее от колонии. Данное свойство сильно упрощает разведение данных организмов и использование в исследованиях. Авторы выражают надежду, что муравьи присоединятся к мышам и плодовым мушкам в качестве модельного организма.