Опубликовано 15 марта 2017, 18:46

Биологи нашли муравьев-фармацевтов

© cle.fourmis.free.fr

Швейцарские биологи нашли вид муравьев Formica paralugubris, некоторые особи которого «готовят» антибиотики из древесной смолы и собственного яда. Исследование опубликовано в журнале Ecology and Evolution.

Лесные муравьи живут большими колониями, насчитывающими сотни тысяч особей. Их муравейники, устроенные в теплых влажных местах, полны трупов насекомых, которыми питаются муравьи. Муравейники создают прекрасные условия для распространения болезней, однако многим видам муравьев удается избежать эпидемий. Для этого насекомые ухаживают друг за другом и чистят муравейники. Однако некоторые особи, как показало исследование, дополнительно собирают обладающую противомикробным действием смолу и перерабатывают ее, используя собственный яд.

Чтобы оценить роль этой переработки, биологи сравнили свойства смолы в том виде, в котором она встречается на деревьях, и свойства переработанной муравьями субстанции. Как показали опыты, после обработки эффективность смолы как противомикробного средства увеличивается на 50%. С помощью жидкостной хроматографии и повторных опытов ученые выяснили, что большую роль в этом играет муравьиная кислота, которую насекомые используют в том числе и во время охоты.

По словам эволюционного эколога из Уэслианского университета Майкла Сингера, многие животные используют для своей защиты вещества, которые находят вокруг или вырабатывают сами, однако единственные, кроме этих муравьев, животные, производящие смесь нескольких веществ, — это люди.