Опубликовано 25 ноября 2019, 19:19

Найден новый способ сборки микротрубочек

© Kateryna Kon/Science Photo Library/Getty Images

Российские ученые вместе с американскими коллегами нашли новый способ сборки важного элемента внутриклеточного скелета – микротрубочек. Результаты работы опубликованы в Journal of Cell Biology.

Микротрубочки представляют собой динамические структуры цилиндрической формы, которые являются одним из компонентов цитоскелета. Их стенки состоят из протофиламентов — тонких белковых нитей. Один конец такой микротрубочки оказывается стабилен, а другой постоянно двигается и меняет свою длину за счет присоединения или высвобождения молекул белка.

Такое поведение помогает микротрубочкам искать, захватывать и перемещать хромосомы во время клеточного деления для их разделения по дочерним клеткам. Микротрубочки также важны для миграции клеток и правильного расположения внутриклеточных органелл.

Исследователи с кафедры биофизики физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, поддержанные грантом Президентской программой исследовательских проектов Российского научного фонда, обнаружили и обосновали новый механизм сборки микротрубочек. Для этого ученые использовали метод электронной томографии. Исследование показало, что при росте микротрубочек в пробирке и в клетке происходит отклонение концов протофиламентов от основной оси цилиндра. Предыдущие работы показывали лишь прямые структуры, без изгибов.

Авторы работы также доказали, что наблюдаемые ими искривления возникают не из-за высокого давления или понижения температуры. Это естественное состояние микротрубочек при их сборке, о котором ранее не было известно. Компьютерное моделирование, проведенное впоследствии учеными, помогло объяснить механизм нового способа сборки. Согласно проведенным расчетам, чтобы часто смыкать изогнутые протофиламенты на растущем конце и таким образом удлиняться, микротрубочкам достаточно энергии тепловых колебаний.