Опубликовано 26 февраля 2020, 13:43

Исследователям впервые удалось найти окаменевшую камедь

Окаменевшие листья, принадлежавшие растению рода _Welwitschiophyllum_

Окаменевшие листья, принадлежавшие растению рода Welwitschiophyllum

© University of Portsmouth

Ученые из Портсмутского и Венского университетов впервые обнаружили камень, представляющий собой застывшую камедь растения. Его возраст составляет около 110 миллионов лет. Статья исследователей опубликована в журнале Scientific Reports.

Растения производят жидкости, такие как смолы и камеди, которые выполняют различные функции внутри них. Выделение смол — реакция на ранение, которая также действует как защита от болезней и насекомых. Камеди участвуют в хранении питательных веществ, структурной поддержке и герметизации раны. Хотя камеди и смолы похожи, химически они очень отличаются. Камеди, например, растворяются в воде и до сих пор ученым не удавалось обнаружить окаменелых останков этого растительного выделения.

Но новое открытие, сделанное учеными, опровергает основное предположение о том, что растительные камеди не сохраняются в ископаемой летописи. Это значит, что для получения данных о событиях прошлого можно применять большее число материалов, а не только смолы.

Важная находка была обнаружена в сохранившихся листьях растения рода Welwitschiophyllum в бразильской формации Крато. Его родственник — вельвичия — является единственным выжившим представителем этой линии и в настоящее время встречается только в пустыне Намиб.

Поскольку эта окаменелая камедь так похожа на янтарь, считается, что в ископаемых растениях может быть много других веществ такого же цвета, которые ошибочно принимаются за него без химического анализа. Кроме того, оказалось, что по составу она практически идентична камеди современной вельвичии.

Ученые не останавливаются на своем открытии. Они продолжают исследовать свой «драгоценный камень» и планируют выяснить, как это вещество пережило 110 миллионов лет истории, а также узнать основные процессы его окаменения. Авторы предполагают, что исследования образца окаменелой камеди могут стать дополнительным источником информации об истории Земли.