Опубликовано 24 июля 2020, 15:45

У неандертальцев обнаружили пониженный болевой порог

© Natural History Museum

Используя данные британского биобанка, ученые обнаружили, что люди с неандертальским вариантом гена SCN9A ощущают боль сильнее других. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology.

На сегодня ученым доступно несколько высококачественных геномов неандертальцев. На основе последовательностей этих геномов исследователи могут идентифицировать генетические мутации, которые были у большинства неандертальцев, исследовать их физиологические эффекты и изучить последствия этих изменений на здоровье современных людей.

Авторы новой работы сосредоточились на анализе мутаций в гене SCN9A, который блокирует натриевые каналы, что вызывает меньшую чувствительность к боли. В ходе работы авторы проанализировали данные 362 944 людей из британского биобанка (UK Biobank). Оказалось, что люди с неандертальским вариантом этого гена, как правило, имеют более низкий болевой порог и воспринимают боль сильнее других.

«Самый существенный фактор того, насколько сильно ощущается боль, — это возраст человека. Но неандертальский вариант гена ионного канала также участвует в этом: из-за него некоторые люди испытывают более сильную боль — так, будто они на восемь лет старше своего возраста, — говорит ведущий автор исследования,сотрудник Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка Хуго Зеберг. — Неандертальский вариант гена ионного канала несет в себе три аминокислотных отличия от обычного, "современного" варианта. В то время как одиночные замены аминокислот не влияют на функцию натриевого канала, ген неандертальца, в котором заменены три аминокислоты, вызывает повышенную чувствительность к боли у современных людей».

На молекулярном уровне ионный канал у неандертальцев активируется легче. Это может объяснить, почему люди, унаследовавшие его, имеют пониженный болевой порог. При этом, по словам исследователей, трудно сказать, испытывали ли неандертальцы больше боли, так как это чувство связано также с работой головного и спинного мозгов. Но работа ученых показывает, что порог инициации болевых импульсов у древних людей этого вида был ниже, чем у большинства современных индивидуумов.