Опубликовано 05 ноября 2020, 13:08

Найдено «недостающее звено» в эволюции членистоногих

Kylinxia zhangi в представлении художникa

© D.-Y. Huang/H. Zeng

Китайские ученые нашли останки существа, которое позволяет восстановить ранние этапы эволюции членистоногих, так как объединяет в себе черты как настоящих членистоногих, так и их древних предков. Существо было названо килинксией и было похоже на пятиглазую креветку. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Сегодня членистоногие — самые распространенные существа на Земле. К ним относится около 80% всех известных видов живых существ. Членистоногие появились еще в кембрийский период. Ученые до сих пор не до конца понимают, как происходила их эволюция. Но новая находка позволяет заполнить некоторые пробелы в эволюционной истории членистоногих. Существо, названное килинксией, было найдено в Маотяньшаньских сланцах возрастом около 520 миллионов лет в провинции Юньнань на юго-западе Китая.

«Килинксия — очень редкий химерный вид. Он сочетает в себе морфологические черты разных существ, словно цилинь, химерное существо из традиционной китайской мифологии. Из-за особых условий захоронения окаменелости килинксии мы видим в том числе и сложные анатомические структуры. Например, нервную ткань, глаза и пищеварительную систему — это мягкие части тела, которые мы обычно не находим в обычных окаменелостях», — рассказал один из авторов исследования, профессор Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук Чжао Фанчэнь.

Килинксия походила на креветку с пятью глазами. У нее есть черты, присущие членистоногим, такие как укрепленная кутикула, сегментированное туловище и сочлененные ноги. Но в то же время она похожа и на более древних существ, таких как опабинии и аномалокарисы. Последние считаются предками членистоногих, но они значительно друг от друга отличаются. Эволюционный разрыв между аномалокарисами и настоящими членистоногими требовал найти «недостающее звено». Им и могла оказалась килинксия. Ученые провели анатомический анализ ископаемого, чтобы подтвердить это. Они доказали, что есть сходство между передними отростками (выступающими частями тела) килинксии и хищными отростками около рта у пауков и скорпионов, а также с антеннами муравьев и пчел.

Окаменелые останки _Kylinxia zhangi_

Окаменелые останки Kylinxia zhangi

© D.-Y. Huang/H. Zeng

«Килинксия представляет собой важную переходную окаменелость, предсказанную эволюционной теорией Дарвина. Она закрывает эволюционный разрыв от Anomalocaris до настоящих членистоногих и является ключевым “недостающим звеном” в происхождении членистоногих, убедительно подтверждая эволюционную теорию», — подчеркнул первый автор исследования, сотрудник Нанкинского института геологии и палеонтологии Китайской академии наук Цзэн Хань.