Опубликовано 03 июля 2019, 12:22

У некодирующей РНК обнаружили способность влиять на память

РНК NEAT1

© LGC Biosearch Technologies

Исследователи из Алабамского университета в Бирмингеме обнаружили, что тканеспецифичная некодирующая РНК NEAT1 играет важную ранее не описанную роль в формировании памяти. Результаты исследования представлены в статье, опубликованной в журнале Science Signaling.

ДНК содержит инструкции — код, который дает клетке указания, как строить белок. Как из букв алфавита, из нуклеотидов ДНК (А, Т, Г, Ц) складываются трехзначные слова. Одно слово — одна аминокислота. РНК же — это мессенджер, который передает код от ДНК к месту синтеза белка. Некоторые РНК клетки, однако, не кодируют последовательность белка, но выполняют другие, пока еще плохо изученные функции.

NEAT1 — тканеспецифичная некодирующая РНК, обнаруженная в гиппокампе мозга. Эта область мозга связана с обучением и памятью. NEAT1 действует на ген белка c-FOS, который необходим для формирования памяти. Показано, что в стареющем мозге NEAT1 находится в большем количестве, чем в молодом, эпигенетически блокируя синтез c-FOS. Так формирование памяти подавляется.

Исследователи отключали синтез NEAT1 у старых мышей и увеличивали ее производство у молодых. Для первого эксперимента использовали микроРНК (еще одни некодирующие РНК, которые привлекают к субстрату комплекс «режущих и колющих» ферментов). МикроРНК специфично связывались с NEAT1-РНК и вызывали их разрезание. С выключенным NEAT1 мыши демонстрировали нормальные способности в обучении и памяти. Во втором эксперименте ученые применили технологию активации генов CRISPR/dCas9 и повысили синтез этих РНК. Увеличение количества NEAT1 у молодых мышей приводило к снижению их способности обучаться и запоминать.

Дальнейшие исследования будут нацелены на то, чтобы изучить возможность использования той же технологии CRISPR/dCas9 для окончательного предотвращения синтеза NEAT1 у пожилых людей. Это позволило бы улучшать память, ухудшающуюся с возрастом или вследствие таких состояний, как болезнь Альцгеймера и другие деменции.