Опубликовано 15 сентября 2020, 09:54

Открыт новый вид усатого тропического клопа

Самка _Tatupa grafei_

Самка Tatupa grafei

© V. Tyts et al/Zookeys 2020

Международная группа ученых, в состав которой вошли сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета, открыла новые род и вид клопа на острове Борнео в Юго-Восточной Азии. Насекомое назвали Tatupa grafei и отнесли к семейству слепняков. Результаты исследования опубликованы в журнале ZooKeys.

Борнео — третий по величине остров в мире. Почти полностью он покрыт нетронутыми тропическими лесами, в которых сохраняется огромное разнообразие флоры и фауны. Именно в этом месте исследователи из Университета Брунея собрали коллекцию клопов и отправили в СПбГУ для определения.

«В этих сборах оказались очень важные для нас экземпляры. Внутри большого семейства клопов-слепняков есть подсемейство, большинство представителей которого крайне редко встречаются в коллекциях. Дело в том, что в природе они обитают в лесной подстилке и ведут скрытный образ жизни. При этом выборка из Брунея оказалась сравнительно большой: в ней девять экземпляров, представляющих новый род Tatupa, который является монотипическим. Это значит, что к нему относится только один вид — Tatupa grafei. Велика вероятность, что клоп является эндемиком, то есть не обитает нигде, кроме острова Калимантан», — рассказывает первый автор исследования Вероника Тыц.

Tatupa grafei относится к сравнительно небольшой группе, которая на сегодняшний день включает 24 вида насекомых. Ее представители различаются по окраске и имеют огромные усы, которые часто оказываются в два раза длиннее тела. Клоп Tatupa grafei золотистого цвета и покрыт пятнышками. Примечательно, что у насекомых Rhinocylapus-группы сильно распространен половой диморфизм — самец может быть в два раза меньше самки. У представителей Tatupa grafei самки и самцы одинакового размера, а длина их тела без антенн составляет приблизительно пять миллиметров. Большинство аспектов поведения клопов Tatupa grafei неизвестно из-за малочисленности его представителей. Часто насекомых находят там, где много грибов, растущих на гнилой древесине. Из-за этого возникло предположение, что клопы питаются грибами. Также возможно, что клопы едят более мелких насекомых. Третья версия состоит в том, что меню клопов может быть смешанным. Название рода Tatupa — случайный набор букв. А вид grafei назван так в честь брунейского профессора Улмара Графе, который оказал существенную поддержку ученым.

Сейчас авторы исследования готовят большую статью о филогении редких клопов из Rhinocylapus-группы. Они планируют построить филогенетическое дерево, которое будет отражать предполагаемые эволюционные взаимоотношения организмов. Для этого был проведен морфологический анализ насекомых, а также анализ участков их ДНК.