Опубликовано 05 марта 2018, 15:15

Окаменелости крошечного птенца прояснят эволюцию пернатых

Маленький энанциорнис в представлении художника

© Raul Martin

Биологи изучили окаменелости новорожденного птенца возрастом около 127 миллионов лет. Столь ранняя смерть позволила выяснить детали формирования костей — важнейшего процесса для птиц, который позволяет многое узнать об организме — начиная от способности к полету и заканчивая необходимостью находиться под защитой родителей. Также ученые выяснили, что окостенение у неродственных птиц происходит по-разному. Это позволит узнать подробности их эволюции. Статья с результатами опубликована в журнале Nature Communication.

Новая находка происходит из эпохи мезозоя и относится к группе вымерших птиц энанциорнисов. У новых останков сохранился почти полный скелет, причем он оказался одним из самых маленьких мезозойских скелетов. Птенец был всего около пяти сантиметров в длину. Ученые считают удачей, что энанциорнис погиб в столь юном возрасте: это позволит им изучить ранние этапы развития.

«Эволюционное разнообразие птиц породило множество стратегий раннего развития и важные отличия в скорости роста [у разных птиц], — поясняет ведущий автор работы Фабьен Нолл из Манчестерского университета. — Анализируя формирование костей, мы можем изучить сразу много эволюционных черт». Чтобы детально исследовать такую маленькую окаменелость, ученым пришлось использовать синхротронное излучение, которое позволило получить изображение с субмикронной точностью.

Окаменелые останки новорожденного птенца