Опубликовано 25 августа 2018, 13:42

Для сурикатов опыт оказался важнее возраста и статуса

© EFE/EPA

Самым большим доверием в колонии сурикатов пользуются животные с хорошей репутацией, а возраст и социальное положение в этом случае роли не играют. К такому выводу пришли швейцарские биологи, изучив жизнь нескольких колоний сурикатов в пустыне Калахари. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Scientific Reports.

Во время охоты сурикаты (Suricata suricatta) роются в песке в поиске пищи. В таком неудобном для защиты положении они легко могут не заметить хищника, поэтому некоторые сурикаты из колонии выполняют функцию часовых: они осматриваются в поисках опасности и в случае угрозы оповещают своих соплеменников. Ученые из Цюрихского университета попытались определить, каким именно сурикатам из колонии доверяют эту важную миссию.

Авторы наблюдали за девятью колониями сурикатов, в самой маленькой из которых было всего три животных, а в самой крупной — двадцать три. За время наблюдения авторы выделили три типа часовых в зависимости от того, как часто их выбирали на эту должность. Например «суперчасовые» оказывались на этом посту на 50% чаще других особей.

Ученые записали звуки, которые издают разные часовые, когда дают племени понять, что хищников поблизости нет и можно охотиться без опаски. Затем они располагали маленький динамик недалеко от тех сурикатов, что охотились отдельно, и включали крик того или иного дозорного. Услышав позывной «все чисто», животные ненадолго замирали и оглядывались, проверяя, не ошибся ли дозорный, а затем возвращались к охоте. Ученые замерили время, которое животные тратили на эту проверку. Этот эксперимент авторы повторили с разными сурикатами и со звуками от разных дозорных в общей сложности 544 раза.

Меньше всего сурикаты оглядывались, услышав клич «суперчасовых». Согласно толкованию авторов исследования, это означает, что самым опытным дозорным животные доверяют больше всего. Ученые отмечают, что похожее поведение наблюдается и у других животных, таких как карликовые мангусты (Helogale parvula) и пегие дроздовые тимелии (Turdoides bicolor), однако они больше доверяют самым старшим и самым статусным, а не самым опытным сородичам.