Опубликовано 20 марта 2020, 19:00

Ископаемые останки рыбы пролили свет на происхождение конечностей

Elpistostege watsoni в представлении художника

© Katrina Kenny

Международная команда палеонтологов из Университета Флиндерса в Австралии и Университета Квебека в Канаде обнаружила останки до сих пор неизвестной рыбы Elpistostege watsoni, анатомия которой может пролить свет на эволюционное происхождение конечностей из рыбьих плавников. Статью об открытии исследователи опубликовали в журнале Nature.

Эволюция рыб в тетрапод — четвероногих позвоночных, к которым принадлежат и люди, — была одним из самых значительных событий в истории жизни на Земле. После этого позвоночные смогли покинуть воду и завоевать сушу. Один из завершающих этапов такого перехода — это формирование рук и ног. Чтобы понять переход от рыбьих плавников к конечностям тетраподов, палеонтологи изучают окаменелости лопастеперых рыб и тетрапод из среднего и верхнего девона (359–393 миллиона лет назад).

В 1938 году в скалах национального парка Мигуаша в Квебеке была обнаружена небольшая часть черепного свода. Тогда его описали как принадлежавший раннему тетраподу. Затем в 1985 году палеонтологи нашли новую часть черепа, которая показала, что вид является все же лопастеперой рыбой. Наконец, в 2010 году ученые нашли еще одну хорошо сохранившуюся часть грудного плавника древней рыбы.

После этого исследователи с помощью высокоэнергетического КТ-сканирования грудного плавника выявили наличие плечевой кости, лучевой и локтевой костей, рядов костей запястья и фаланг, сгруппированных в пальцы. Основываясь на полученных данных, палеонтологи также пришли к выводу, что Elpistostege watsoni должна была достигать в длину 1,57 метра. Предполагается, что она начала занимать мелководье и сушу в конце девона.

«Это первый случай, когда мы обнаружили пальцы, соединенные в плавнике с лучевыми костями плавника у рыбы. Сочленяющиеся пальцы в плавнике похожи на кости пальцев, найденные в руках большинства животных,— говорит профессор палеонтологии в Университете Флиндерса Джон Лонг.— Это открытие отодвигает происхождение пальцев у позвоночных на более ранний срок — во времена, когда живые существа еще не вышли из океанов на сушу. Наша работа показывает, что пальцы появились у рыб как раз перед тем, как они вышли на сушу».