Опубликовано 13 марта 2019, 14:42

Ученые «оживили» клетки мамонта возрастом 28 тысяч лет

Останки мамонтенка Юки

© Pichi Chuang/Reuters

Японские ученые трансплантировали клеточные ядра мамонтенка Юки в мышиные яйцеклетки. Результаты эксперимента — на страницах журнала Scientific Reports.

Почему о находках ДНК мамонтов в вечной мерзлоте сообщают сплошь и рядом, а клонировать вымерших млекопитающих до сих пор не удалось? Для ответа на этот вопрос необходимо понимать, что процесс клонирования заключается в переносе ядра из взрослой соматической клетки в неоплодотворенную яйцеклетку, у которой заранее удалили ее собственное ядро. То есть для достижения успеха требуется, в первую очередь, неповрежденное ядро клетки мамонта с целостной ДНК в правильной пространственной конформации и с необходимыми химическими модификациями и белками. Проблема только в том, что до настоящего момента таких образцов не было обнаружено.

В 2010 году в местности Ойогос-Яр были обнаружены хорошо сохранившиеся останки мамонтенка Юки. Исследователям университета Кинки удалось экстрагировать образцы костного мозга и мышечной ткани ископаемого. Всего было изъято 273,5 мг клеток, из которых удалось выделить 88 относительно целых ядер, которые после были инъецированы в мышиные яйцеклетки.

«В реконструированных яйцеклетках ядра мамонта вызвали сборку веретена деления, инкорпорирование белков-гистонов и частичное реформирование ядерной оболочки, — поясняется в статье. — Однако полной активации ядер не происходило».

Исследователи полагают, что менее поврежденные образцы дали бы возможность наблюдать дальнейшие преобразования ядерного содержимого, такие как репликация и транскрипция ДНК.

«Как только ядра клеток в достаточно хорошем состоянии будут обнаружены, мы сможем вживую наблюдать деление клеток мамонта», — комментирует соавтор Кей Миямото.