Опубликовано 24 января 2019, 12:45

Получены ГМ-мыши, передающие мутации в нарушение законов Менделя

© Mycroyance/Flickr

Генетики протестировали основной компонент новой защиты от вредителей — с помощью технологии CRISPR/Cas9 они получили самку мыши, способную передавать заранее определенные варианты генов 86% потомства. Этот способ усиленного наследования называется генный драйв и он нарушает классические законы Менделя о передаче признаков между поколениями. Результаты опубликованы в журнале Nature.

Технология генного драйва меняет вероятности передачи одной или обеих копий гена, таким образом делая его наследование более частым, чем это происходит в норме. Высокоэффективные системы генного драйва не так давно были разработаны для насекомых с использованием метода редактирования генома CRISPR/Cas9. С помощью драйва предложено усиливать наследование специфических генов, не позволяющих малярийным комарам переносить заболевания или даже размножаться в принципе. В лаборатории успешно протестирован генный драйв для комаров, плодовых мушек и дрожжей.

В новой работе впервые демонстрируется ограниченная работоспособность этой технологии в случае млекопитающих. Для полноценной проверки необходимо отследить распространение гена с отклонениями от менделевского наследования в нескольких поколениях, однако в данной работе говорится только о непосредственных потомках модифицированной мыши.

«Мы показали, что возможно создать ген, который использует CRISPR и гомологичную репарацию ДНК для "поиска и замены" неизмененной версии, — говорит руководитель коллектива авторов Кимберли Купер из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США). — Это фундаментальный механизм обусловленного CRISPR генного драйва, но существует много различных причин, почему может быть интересно усилить наследование определенного варианта гена».

Основным риском использования технологии генного драйва в живой природе считается неконтролируемое распространение измененного варианта, что может иметь непредвиденные последствия. В связи с этим подобных экспериментов не проводится, пока не придуманы действенные методы ограничения или остановки работы генного драйва. Созданные в рамках данного исследования мыши могут успешно нарушать законы Менделя только в лаборатории и даже в случае попадания в природу не приведут к изменению всего вида.