Опубликовано 17 декабря 2020, 19:00

Установлено происхождение слоновых бивней с затонувшего корабля XVI века

© Judith Sealy/National Museum of Namibia

Международная команда исследователей проанализировала слоновью кость, которую перевозил португальский торговый корабль XVI века. Они обнаружили, что все бивни принадлежали слонам из 17 стад Западной Африки, из которых уцелело всего четыре. Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

В XVI веке по всему миру шла активная морская торговля. Корабли европейцев посещали американские колонии, страны Азии и побережье Африки. Из каждого региона торговцы вывозили различные товары. Одним из самых популярных африканских товаров была слоновая кость. Изучение торговли ей имеет не только историческое значение, но и экологическое, так как позволяет пополнить знания о распространенности слонов и их образе жизни в то время. Лучший источник такого исследовательского материала — затонувшие торговые корабли. Один из них — португальская каравелла «Бон Жезуш», затонувшая в 1533 году на пути в Индию у берегов современной Намибии. Оно перевозило около 40 тонн груза, среди которого были драгоценные металлы и более 100 слоновьих бивней. И теперь команда ученых из США, Великобритании, ЮАР и Намибии закончила исследование, которое проливает свет на источник слоновой кости с корабля.

«Слоновая кость была уложена на нижней палубе «Бон Жезуш», под тяжестью медных и свинцовых слитков. Когда корабль затонул, слитки вдавили бивни в морское дно, предотвратив значительную физическую эрозию морскими течениями, которая может привести к разрушению археологических артефактов. В этом районе прибрежной Намибии также есть чрезвычайно холодное морское течение, которое, вероятно, тоже помогло сохранить ДНК в бивнях», — рассказала одна из авторов работы, постдок Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне Алида де Фламинг.

Ученые провели геномный анализ ДНК, сохранившейся в 44 слоновьих бивнях. Так они выяснили, что кость принадлежала африканским лесным слонам. Затем они изучили митохондриальную ДНК, которая передается только от матери к детям. Так ученые смогли точнее установить географическое происхождение бивней.

«Слоны живут в матриархальных семейных группах, и они, как правило, остаются в одном и том же географическом районе на протяжении всей своей жизни. Сравнивая митохондриальную ДНК из слоновой кости с "Бон Жезуш" и ДНК слонов, происхождение которых известно по всей Африке, мы смогли определить конкретные регионы происхождения и виды животных, чьи бивни были найдены при кораблекрушении», — объяснила де Фламинг.

Ученые выяснили, что все 44 проанализированных бивня происходят из Западной Африки, и ни одного — из Центральной. Исследователи отмечают, что это согласуется с созданием португальских торговых центров вдоль западноафриканского побережья в этот исторический период. Ученым удалось проследить происхождение слонов до 17 стад, из которых сохранилось только 4. «Другие линии исчезли, потому что Западная Африка потеряла более 95% своих слонов в последующие века из-за охоты и разрушения среды обитания», — пояснил другой автор исследования, профессор Иллинойсского университета Альфред Рока.

Чтобы больше узнать о среде обитания слонов, исследователи проанализировали стабильные изотопы углерода и азота в 97 бивнях с «Бон Жезуш». Это позволило им определить, что слоны жили в смешанных условиях и регулярно переходили из лесных массивов в саванны в разные сезоны. Скорее всего, это было связано с наличием воды. Ученые отмечают, что эти данные помогают понять экологию западноафриканского лесного слона в его историческом ландшафте, что имеет значение и для современной охраны дикой природы.

«Мы проанализировали самый крупный археологический груз африканской слоновой кости, когда-либо обнаруженный. Комбинируя взаимодополняющие аналитические подходы из нескольких научных областей, мы смогли точно определить происхождение слоновой кости с разрешением, которое невозможно при использовании какого-либо одного подхода. Наше исследование обеспечивает основу для изучения обширных коллекций исторической и археологической слоновой кости в музеях по всему миру», — подытожила де Фламинг.