Опубликовано 15 июля 2021, 17:20
2 мин.

Рачки-бокоплавы носят самок в лапках, чтобы те не уставали

© Владимир Яковенко

Российские ученые объяснили поведение рачков-бокоплавов, при котором самцы захватывают лапками самок и носят их до момента оплодотворения. Ранее считалось, что так они обеспечивают себе пару для размножения. Оказалось, что самки в таком положении эффективно питаются и не затрачивают энергию на передвижение, сохраняя ее для репродуктивной функции, что идет на пользу всей популяции. Статья опубликована в журнале Journal of Experimental Zoology Part A: Ecological and Integrative Physiology.

Процессу размножения у рачков-бокоплавов Gammarus aequicauda предшествует брачный ритуал, во время которого самцы носят самок, обхватив их лапками. Половое созревание у самцов происходит раньше, чем у самок, поэтому, чтобы достичь успеха в размножении, они сразу же захватывают несозревшую женскую особь и сопровождают ее до тех пор, пока она не будет готова к оплодотворению. Считалось, что такое поведение представляет проявление межполового конфликта: самка не может никуда деться и лишена возможности выбирать самца. Однако исследование ученых из Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН показало, что все не так просто.

Авторы изучили рачков Gammarus aequicauda в гиперсоленом озере Мойнаки в Крыму. Ученые хотели проверить, действительно ли сопровождение самцов вынуждает самок хуже питаться. Во время экспериментов в разные сосуды были помещены отдельно женская и мужская особи, две пары из особей одного пола и разнополая пара. В сосуды добавлялись личинки комаров-звонцов и морская трава рупия. Ученые оценивали затраты времени на пищевое поведение.

В целом одиночные самцы ловили почти в три раза больше жертв, чем самки, которые чаще потребляли морскую траву. Оказалось, что во время периода размножения мужские особи накапливают в теле жиры. Сопровождая самок, самцы кормят их так, чтобы они потребляли столько же пищи, сколько и в одиночку, но не затрачивая при этом энергию на передвижение. А сами самцы в это время не едят.

«Наши наблюдения опровергли предположение, что такое поведение является межполовым конфликтом. Напротив, длительное пребывание особей в этом положении выгодно не столько для самцов, сколько для самок. Кроме того, это приводит к общему увеличению плодовитости популяции, так как у самок может образовываться больше яиц. Поэтому явление можно назвать межполовым сотрудничеством, или кооперацией. Такие поведенческие особенности были замечены у многих ракообразных — родственников амфипод, например у некоторых видов креветок. Последние исследования помогут не только разобраться в поведении ракообразных, но и более успешно культивировать их для кормления рыб», — говорит первый автор статьи Николай Шадрин.

Текст: Александра Клементьева