Опубликовано 03 июня 2020, 10:17

Палеонтологи описали рацион анкилозавра

© Royal Tyrrell Museum of Palaeontology

Канадские ученые проанализировали окаменелость анкилозавра из северной Альберты возрастом более 110 миллионов лет и выяснили, что животное ело незадолго до своей смерти. Исследование ученых опубликовано в журнале Royal Society Open Science.

Хорошо сохранившиеся останки Borealopelta markmitchelli ученые обнаружили в шахте недалеко от Форта Мак-Мюррей в 2011 году. От большинства останков динозавров этот образец отличается хорошей сохранностью внутренней части скелета. Именно эта высокая степень сохранности позволила палеонтологам из Королевского музея палеонтологии Тиррелла, Брандонского университета и Университета Саскачевана проанализировать содержимое желудка ископаемого.

Предыдущие исследования показали наличие семян и веточек в кишечнике, но эти исследования не дали никакой информации о видах съеденных растений. Форма зубов и челюстей, доступность растений и их усвояемость не давали конкретных данных о том, что предпочитали есть травоядные динозавры сотни миллионов лет назад.

Чтобы выяснить это, ученые исследовали под микроскопом тонкие срезы содержимого желудка. Авторы выяснили, что последняя трапеза динозавра состояла на 88% из листьев папоротника и на 7% из стеблей и веток. Исследователи обнаружили, что динозавр был привередлив в еде и предпочитал есть только определенные папоротники из группы лептоспорангиатных, которая на сегодня наиболее богата видами. При этом динозавр практически не ел листьев саговых пальм и хвойных деревьев, которые были довольно распространенными в меловом периоде.

Анализ показал наличие в желудке 48 палиноморфов (микроископаемых, таких как пыльца и споры), включая мох, 26 клубнелуковиц и папоротников, 13 голосеменных (в основном хвойных) и два покрытосеменных (цветущих растений). Кроме того, исследователи обнаружили в желудке животного уголь из обгоревших фрагментов растений. Это указывает на то, что животное паслось на недавно обгоревшей местности. Команда также обнаружила гастролиты — желудочные камни, которые обычно проглатывали травоядные динозавры и глотают современные птицы, такие как гуси, для улучшения пищеварения.

Полученные измерения позволяют судить об экологии животного, в том числе о том, как оно выбирало растения для питания. Это также поможет лучше понять пищеварение динозавров и их физиологию.