Опубликовано 12 июля 2019, 18:24

В желудке микрораптора обнаружили ранее неизвестную ящерицу

© Doyle Trankina

Китайские ученые обнаружили новый образец Microraptor zhaoianus с остатками почти целой ранее неизвестной ящерицы в его желудке. Новому виду пресмыкающихся дали имя Indrasaurus wangi. Работа исследователей была опубликована в Current Biology.

Микрорапторы (Microraptor) — род маленьких четырехкрылых динозавров, населявших Землю в меловой период, 120 млн лет назад. Взрослые особи могли достигать 120 см в высоту и килограмма в массе, что делало микрорапторов одними из самых маленьких нептичьих динозавров. Микрорапторы были неуклюжи на земле. Длинные перья на ногах и крыльях служили для основного способа их передвижения — полета, который стабилизировался ромбовидным хвостом-веером. Микрорапторы были одними из немногих известных предшественников птиц, с пилообразными зубами и необычайно длинными костями верхних конечностей, в их желудках обнаруживали животных от рыб до млекопитающих. Динозавр мог заглатывать жертв целиком, не прибегая к помощи зубов.

Прямые свидетельства рациона и отношений хищник — жертва чрезвычайно редки в палеонтологии. Как правило, предположения о рационе ископаемых делают из строения скелета, в особенности зубов. Редкие находки окаменелостей в желудке ископаемых позволяют подтверждать выводы.

Одной из таких находок (четвертой по счету для рода Microraptor) стал ранее неизвестный вид пресмыкающегося в брюшной полости Microraptor zhaoianus. Останки ящерицы хорошо сохранились, а значит, микрораптор заглотил ее целиком, головой вперед. Этот факт сближает микрорапторов с ныне живущими хищными птицами и ящерицами.

Останки микрораптора Microraptor zhaoianus с ящерицей Indrasaurus wangi в желудке