Опубликовано 07 мая 2020, 19:39

Рапторам отказали в стайности

© Luca Massini/Flickr/KissPNG/Indicator.Ru

Палеонтологи из США проанализировали зубы дейнонихов и их ближайших родственников из семейства дромеозаврид (иначе называемых рапторами) и пришли к выводу, что они не охотились в больших стаях. Результаты исследования опубликованы в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology.

Динозавры Deinonychus antirrhopus получили известность после появления в фильме «Парк Юрского периода», где они были показаны как быстрые и умные хищники, которые охотятся группами. «Хищные динозавры часто изображаются как охотящиеся стаями, наподобие волков, — говорит один из авторов работы, сотрудник Университета штата Висконсин в Ошкоше Джозеф Фредриксон. — Доказательства такого поведения, однако, не совсем убедительны. Поскольку мы не можем непосредственно наблюдать за охотой этих животных, мы должны использовать косвенные методы, чтобы определить их предполагаемое поведение».

Идею об охоте в стае для таких хищных динозавров предложил ныне покойный палеонтолог Джон Остром. Однако доказательства этой гипотезы относительно слабы. Недавно ученые предложили другую модель поведения этих хищников, согласно которой отдельные особи могут атаковать одно и то же животное, не сбиваясь при этом в стаи. Подобное поведение наблюдается у комодских варанов и крокодилов.

Авторы новой работы предположили, что у животных существует корреляция между охотой в стае и сменой рациона по мере их роста. У детенышей комодских варанов есть высокий риск быть съеденными родителями, поэтому они забираются выше по деревьям, где при относительном изобилии пищи они недостижимы для взрослых особей. Охотящиеся в стаях животные, как правило, не проявляют такого поведения.

Чтобы проверить эту гипотезу, ученые проанализировали изотопный состав зубов дейнонихов — вида, который жил в Северной Америке в меловом периоде около 108–115 миллионов лет назад. Для анализа исследователи сравнивали соотношения стабильных и радиоактивных изотопов углерода и кислорода в зубах ископаемых динозавров. Для сравнения исследователи рассмотрели зубы крокодила и травоядного динозавра из того же геологического образования. В результате авторы обнаружили, что у крокодилов мелового периода, как и у современных видов, наблюдается разница в питании между обладателями самыми маленькими и самыми большими зубами, что указывает на отчетливую смену рациона по мере их роста и говорит о популяции, в которой родители не обеспечивают детей пищей. Такую же разницу в параметрах изотопов углерода и кислорода ученые обнаружили и для рапторов. Это значит, что в детстве и во взрослом возрасте они ели разную пищу, а следовательно, скорее всего, охотились в одиночку.