Опубликовано 24 июня 2019, 15:22

Палеонтологические данные поведали о распространенности млекопитающих в мезозое

Реконструкция кастрокауды

© Алексей Малицкий/Pinterest

Ученые из Вашингтонского университета и Филдовского музея естественной истории обобщили палеонтологические данные последних десятилетий и заключили, что история млекопитающих делится на три важных периода. Вразрез с существующей теорией две из трех эволюционных ветвей расцвели в мезозое — во времена динозавров. Исследование было опубликовано на страницах Trends in Ecology & Evolution.

«Разнообразие форм млекопитающих в юрском и меловом периодах переворачивает классическую теорию эволюции млекопитающих. Новая интерпретация стала возможной благодаря раскопкам последних двух десятилетий в таких местах, как Китай и Мадагаскар», — отметил один из исследователей, доцент кафедры биологии Вашингтонского университета Грег Уилсон.

Древние млекопитающие и их ближайшие родственники известны под общим названием маммалиаформов. Существующая теория гласит, что в заселенном динозаврами мире млекопитающие существовали на периферии экосистемы. В результате маммалиаформы оставались маленькими — размером с мышь — и примитивными существами. Подобная картина существовала вплоть до мел-палеогенового вымирания 66 млн лет назад, когда массовое исчезновение динозавров освободило пространство для млекопитающих. По словам исследователей, устаревшая теория «просто не согласуется с недавними находками».

Согласно данным исследования, всего в истории млекопитающих произошло три всплеска (радиации): раннемеловой, позднемеловой и палеоцен-эоценовый. Непосредственно во времена динозавров млекопитающие и их родственники дали две из трех филогенетических ветвей. Каждое из ответвлений произошло от грызунов благодаря адаптации животных к различным экологическим условиям.

Самая древняя радиация млекопитающих сформировалась от 163 до 190 млн лет назад. Полуводная касторокауда (Castorocauda) напоминала бобра и достигала 42,5 см — что делало ее крупнейшим млекопитающим того времени. Maiopatagium был схож с современными белками-летягами и был одним из первых млекопитающих, освоивших небо. Древолазающий Henkelotherium представлял собой весьма зубастую землеройку. Раннемеловая группа исчезла к середине мелового периода — вероятно, из-за изменения климата и быстрой смены экосистем.

Второе отделение млекопитающих началось 90 миллионов лет назад. Представители включали сумчатого дидельфодона (Didelphodon) с мощными челюстями, размером с барсука. Травоядная винтана (Vintana) скорее напоминала сурка и обладала массивными боковыми гребнями на черепе. Позднемеловая группа млекопитающих погибла вместе с динозаврами 66 млн лет назад.

Последнее ответвление возникло 66 миллионов лет и закончилась около 34 миллионов лет назад. Палеоцен-эоценовая ветвь дала начало всем плацентарным и сумчатым млекопитающим, живущим сегодня — от кенгуру и зебр до голубых китов и людей.