Опубликовано 29 мая 2018, 10:30

В Европе нашли реликтовые леса

© Steven Miller/Getty Images

Подробный анализ оставшихся в Европе лесов показал, что вопреки распространенному мнению в этой части света по-прежнему остается немало не пострадавших от деятельности человека лесных угодий. Ученые каталогизировали все найденные пущи и нанесли их на карту. Исследование опубликовано в журнале Diversity and Distributions.

Исторически около 80-90% площади Европы были покрыты лесами. Ситуация сильно изменилась в последние несколько тысячелетий в связи с деятельностью человека. Тем не менее, в регионе сохраняются участки первичного леса, для которого харакерно большое количество старых деревьев, а также множество других растений разных возрастов. Один из наиболее известных примеров — Беловежская Пуща в Беларуси — самый большой реликтовый лес в Европе. Такие места представляют особую важность для экологии, ведь они служат домом для множества вытесненных из других областей видов как растений, так и животных, многие из которых находятся на грани исчезновения.

Расположение реликтовых лесов хвойных и широколиственных деревьев в Европе

© ESRI/HERE/Garmin

В новой работе экологи смогли обнаружить около 14 000 квадратных километров первичных лесов, расположенных на территории 34 стран. «В нашей работе показано, что несмотря на относительно небольшую площадь, которую леса занимают в Европе, первичных или девственных пущ существенно больше, чем считалось, а также, что они распространены в разных частях Европы, — говорит один из соавторов работы Билл Китон из Вермонтского университета в США. — Там где они есть, создаются уникальные экологические условия и местообитания для большого разнообразия биологических форм».

Авторы отмечают, что вряд ли в таких лесах никогда не появлялся человек, но их анализ не выявил следов его вмешательства. Следовательно, активность людей была либо незначительной, либо ее следы стерлись после десятилетий невмешательства в естественные процессы. В целом такие леса редки, находятся в труднодоступных регионах и разделены на небольшие по площади участки. Большинство таких лесов (89%) находятся на защищенных территориях, но лишь в 46% строго запрещена какая-либо деятельность. Также полученные данные позволило создать модель, которая предсказывала вероятные места нахождения других реликтовых лесов, о которых точной информации нет. Ученые говорят, что даже если там нет таких экологических условий, то это подходящие места для создания национальных и природоохранных парков.