Опубликовано 11 декабря 2020, 09:23

Рыбки помогли изучить реакцию организма на хронический стресс

© Наталья Арефьева/Пресс-служба МФТИ

Международная группа исследователей — в том числе и российских — изучила влияние хронического стресса на организм рыбок данио-рерио (Danio rerio). Они выяснили, что организм такой рыбки – хорошая и эффективная модель для исследования психических заболеваний. Также ученые предположили, что такой тип расстройств может привести к более серьезным, неизлечимым болезням. Подробнее об исследовании ученые рассказали в журнале Scientific Reports.

Данио-рерио — вид пресноводных лучеперых рыб. Благодаря определенным свойствам организма данио-рерио стала эффективной наглядной моделью в генетике, молекулярной биологии, эмбриологии, фармакологии и не так давно — в нейробиологии. Эти рыбки используются в исследованиях потому, что как у мальков, так и взрослых рыб достаточно сложное поведение. Это значит, что с их помощью можно исследовать разные патологии и смотреть, как изменяется состояние организма под влиянием изучаемых заболеваний. В своей работе ученые создавали данио-рерио условия пятинедельного хронического непредсказуемого стресса, чтобы исследовать расстройства человеческого сознания, которые включают в себя такие же условия. Эти психоневрологические расстройства, широко распространенные, изнуряющие и часто не поддающиеся лечению, представляют собой неотложную, нерешенную биомедицинскую проблему. У рыбок в процессе исследования были диагностированы стрессовое состояние и дефицит метаболизма серотонина.

Кроме того, у данио-рерио принцип работы многих систем органов, в частности сердечно-сосудистой системы, сходство сигнальных путей, а также идентичность геномов в 87% позволяют транслировать результаты исследований на рыбах на человеческий организм. А значит, могут быть получены достоверные результаты при исследовании определенных препаратов, например, на их токсичность. Для лечения данио-рерио ученые в течение 11 дней вводили в организм рыб антидепрессант флуоксетин и отслеживали нейрохимические и поведенческие изменения. Применяемое лекарство уменьшило выраженность симптомов болезни, а результат также был подтвержден с помощью транскриптомного, поведенческого и биохимического анализов.

«Нельзя просто взять и принять как непреложную истину, что если на рыбках препарат дал положительный результат, то и организм человека будет реагировать так же. Необходимо произвести большое количество опытов и использовать ряд тест-систем, которые смогут доказать, что данио-рерио являются трансляционным организмом, позволяющим в данной ситуации проецировать полученные исследования на человеческий организм, — рассказывает руководитель исследования, ведущий научный сотрудник лаборатории клеточной и молекулярной биологии и нейробиологии МФТИ и профессор СПбГУ Аллан Калуев. — В данной работе показано, что данио-рерио возможно ввести в состояние длительного хронического непредсказуемого стресса, который подтверждается всеми известными методами доказательной и молекулярной биологии, а значит, рыбы этого вида ему подвержены, а их поведение схоже с симптомами у высших видов».