Опубликовано 09 июля 2020, 18:00

Скелет вымершего дельфина прояснил эволюцию китов

© Robert W Boessenecker

Биологи смогли впервые подробно описать скелет вымершего дельфина вида Ankylorhiza tiedemani. Анализ останков животного предполагает, что среди китообразных могла произойти параллельная эволюция. Статья об этом опубликована в журнале Current Biology.

Первый фрагмент черепа дельфина рода Ankylorhiza ученые обнаружили еще в 1880-х годах. В 1970-х годах палеонтологи обнаружили больше частей скелета животного, а десять лет спустя смогли найти наиболее полный ископаемый образец, который и проанализировали авторы нового исследования.

Анализ скелета показал, что Ankylorhiza охотился на крупную добычу, точно так же, как и его родственники из парвотряда зубатых китов Odontoceti, например косатка. Кроме того, исследователи показали, что этот дельфин был первым китом с эхолокацией, который занял вершину пищевой цепочки.

Согласно результатам нового исследования, когда анкилорхиза вымер около 23 миллионов лет назад, представители семейства кашалотовых и зубастые дельфины рода Squalodon эволюционировали и вновь заняли нишу в течение следующих пяти миллионов лет. После того как последние «кашалоты-убийцы» вымерли пять миллионов лет назад, ниша оставалась открытой вплоть до ледникового периода, пока около 1–2 миллионов лет назад не начали эволюционировать косатки.

Согласно данным исследования, многочисленные доказательства — от анатомии черепа и зубов до плавника и позвоночного столба — говорят в пользу того, что Ankylorhiza tiedemani был главным хищником в сообществе, в котором жил. Многие особенности посткраниального скелета дельфина также показывают, что современные усатые и зубатые киты должны были развить подобные черты независимо в ходе параллельной эволюции в очень похожих средах обитания.