Опубликовано 27 августа 2020, 18:00
2 мин.

Ученые описали первый полностью сохранившийся череп эмбриона титанозавра

Эмбрион титанозоавра

© Martin Kundrat

С помощью новейших методов сканирования ученые описали первый, практически полностью сохранившийся череп эмбриона титанозавра, крупного травоядного динозавра из группы зауроподов. Исследования выявили ряд анатомических особенностей, свидетельствующих о том, что черты лица динозавров изменялись по мере взросления. Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.

«Изученный нами образец представляет собой первый объемный сохранившийся эмбриональный череп зауропода титанозавра, — рассказывает ведущий автор работы, сотрудник Университета Павла Йозефа Шафарика (Кошище, Словакия) Мартин Кундрат. — Самая поразительная особенность — внешний вид головы, который свидетельствует о том, что детеныши гигантских динозавров могли различаться в зависимости от места, где они жили на самых ранних этапах своего существования. Поскольку наш эмбрион отличается по анатомии лица и размеру от других изученных детенышей зауропод, мы не можем исключить вероятность того, что он может принадлежать к новому виду».

При описании черепа для изучения внутренней структуры костей ученые использовали новую технологию визуализации — синхротронную микротомографию. Этот метод помог обнаружить скрытые детали: крошечные зубы во впадинах челюстей, частично кальцинированные элементы мозговой оболочки и, по-видимому, остатки височных мышц. Работа дополняет понимание развития динозавров из группы зауроподов, хорошо известных нам своими длинными шеями, хвостами и маленькими головами. Возможно, у этих животных были уникальные черты лица, которые изменялись по мере роста и взросления молодых динозавров.

Зародыши живших около 80 млн. лет назад титанозавров были обнаружены в Аука Махуэво в Патагонии. Новый эмбрион также происходит из Патагонии, однако более точное место не известно, так как яйцо было незаконно вывезено из страны и попало в руки исследователей только недавно. Полученные данные также свидетельствуют о том, что у детенышей зауроподов были вытянутые ноздри и бинокулярное зрение, они могли вылупляться из яиц с помощью рога на голове, а не костного «яйцевого зуба». Кроме того, рог мог сохраняться у детенышей на некоторое время и после вылупления.