Опубликовано 02 июля 2019, 12:12

Найден новый способ уничтожения нематод

Черви C. elegans

© Shijing Lauo

Ученые из Центра клеточных и биомолекулярных исследований Университета Торонто в Доннелли исследовали процесс анаэробного дыхания червей C. elegans и нашли способ уничтожить их без вреда для организма-хозяина. Статья об открытии опубликована в журнале eLife.

По данным ВОЗ, более миллиарда человек, включая 880 млн детей, инфицированы кишечными нематодами, такими как круглые черви, анкилостомы и ленточные черви. Инфекции особенно распространены в развивающихся странах из-за антисанитарии и отсутствия чистой воды.

Команда ученых испытывала новый метод исследования для понимания того, как лекарства влияют на жизнедеятельность непаразитических нематод Caenorhabditis elegans. Но по счастливой случайности они обнаружили то, что позволит эффективно уничтожать и паразитических червей.

Первым препаратом, который испробовали ученые, был цианид, потому что его действие хорошо известно. Он блокирует дыхание и, как и ожидалось, при добавлении в лабораторную чашку, содержащую червей, он быстро парализовал их. Но к удивлению исследователей, черви не погибли. Они возобновили жизнедеятельность как ни в чем не бывало спустя сутки после того, как вещество было смыто.

Оказалось, что цианид заставил червей переключиться на другую, необычную форму обмена веществ, которая вырабатывает энергию, не нуждаясь в кислороде. Этот тип анаэробного метаболизма, как известно, происходит у паразитических червей, что позволяет им выживать в течение длительного периода времени в безвоздушных пространствах кишечника. Все это благодаря одной молекуле — родохинону (RQ).

Исследователи провели анализ генома червей и нашли 80 генов, ответственных за создание RQ. Среди них оказался один ключевой ген под названием kynu-1, без которого весь процесс синтеза родохинона прекращался. В настоящее время команда разрабатывает препараты, которые способны отключать kynu-1, тем самым прекращая создание RQ. Так как эта молекула не создается в человеческом организме, блокирование ее синтеза не повлечет никакого вреда для организма-хозяина и позволит быстро и эффективно устранить паразитических червей.