Опубликовано 30 августа 2018, 19:51

Доминирующие сурикаты стареют быстрее, но живут дольше других

Сурикат доминирует

© Dominic Cram

Биологи выяснили, что сурикаты, занимающие высшие позиции в социальной иерархии, стареют гораздо быстрее своих сородичей, тем не менее это не мешает им в среднем жить существенно дольше подчиненных особей. Результаты исследования изложены в журнале Current Biology.

Доминирующие представители многих видов общественных животных живут дольше других особей, несмотря на нагрузку, которая связана с тем, что им надо удерживать лидерские позиции и спариваться. Биологи предполагали, что у таких животных есть генетические особенности, которые позволяют им противостоять возрастным заболеваниям. У некоторых ройных насекомых, например пчел, такие особенности действительно нашли. В случае же млекопитающих ничего похожего не было обнаружено.

В новой работе биологи изучили продолжительность жизни сурикатов — млекопитающих со строгой иерархией, живущих группами до 50 особей. У этих животных доминирующая пара производит до 90% всего потомства в колонии. Ученые обнаружили, что в ДНК лидеров есть следы ускоренного старения, что не мешает им жить дольше подчиненных особей: 4,4 года в среднем против 2,8. Оказалось, что дело в поведении. Подчиненные индивиды для поиска партнеров вынуждены часто покидать колонии, что очень рискованно. Доминирующие особи отсутствовали в среднем два часа в год, а подчиненные — шесть дней.

«Доминантные сурикаты обычно умирают от внутреннего стресса, что вызывает постепенное и предсказуемое ухудшение здоровья вплоть до смерти. О людях мы в таком случае говорим "смерть по естественным причинам", — объясняет ведущий автор работы Доминик Крам из Кембриджского университета (Великобритания). — Подчиненные сурикаты умирают от внезапных и непредсказуемых обстоятельств, например, становятся добычей хищников. То есть положение этих животных в социальной иерархии определяет риск смерти».