Опубликовано 11 июля 2019, 21:42

Фрагмент стопы в янтаре позволил выделить новый род птиц

Реконструкция Elektorornis chenguangi

© Zhongda Zhang / Current Biology

Команда исследователей из КНР, США и Австралии обнаружила птичью стопу возрастом в 99 млн лет, застывшую в янтаре. Выделяющееся непропорционально длинным третьим пальцем пернатое стало первым известным представителем нового таксона. Работа ученых была опубликована в журнале Current Biology.

В мезозойскую эру долина Хукавнг, что расположена на севере Мьянмы, была полна хвойными деревьями. Растения, насекомые и небольшие животные (такие как гекконы или хамелеоны), попав в их смолу, окаменевали. И миллионы лет бескислородная среда смолы сохраняла их от разложения. Бирманский янтарь известен многочисленными находками вымерших животных, среди которых были старейшая из известных пчел и хвост пернатого динозавра. Возраст бирманского янтаря оценивают в 99 млн лет.

Кусок янтаря длиной 3,5 см и весом 5,5 г с фрагментом нижней конечности был обнаружен около 2014 года. Чтобы изучить окаменелость мелового периода, сотрудник Китайского университета геонаук Лида Син и его коллеги просканировали образец при помощи микро-компьютерной томографии и создали трехмерную реконструкцию стопы. Исследователи обнаружили, что длина третьего пальца птицы — 9,8 миллиметра, что на 41% длиннее второго пальца и на 20% длиннее самой лапки. Сравнив соотношение с 20 другими вымершими птицами той же эпохи и 62 живыми птицами, исследователи осознали, что открыли новый таксон.

Птице дали имя Elektorornis chenguangi. Elektorornis — по-латински «янтарная птица» — принадлежит к группе вымерших птиц Enantiornithes, наиболее распространенному типу птиц мезозойской эры. Считается, что Enantiornithes вымерли с динозаврами во время мелово-палеогенового периода около 66 млн лет назад и у них нет живых потомков.

Ученые установили, что Elektorornis был меньше воробья и вел древесный образ жизни. Предположительно, длинный третий палец служил для захвата пищи — личинок и жуков. Единственный напоминающий находку вид из ныне живущих — лемуры ай-ай, которые используют свои длинные средние пальцы как раз для ловли еды из стволов деревьев.

Команда надеется извлечь белки и пигменты из немногочисленных перьев, оставленных на поверхности янтаря. Эти данные могли бы помочь ученым лучше понять адаптацию птицы к окружающей среде.