Опубликовано 18 февраля 2020, 17:05

Расшифрована структура «перевернутого» родопсина

© Laguna Design/Getty Images

Исследователи из МФТИ и МГУ вместе с иностранными коллегами смогли раскрыть и исследовать структуру белка из нового семейства гелиородопсинов в высоком разрешении. Работа опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Оптогенетика, появившаяся в 2005 году, основана на внедрении в мембрану нейронов специальных белков — опсинов, реагирующих на возбуждение светом. Исследования в этой области открывают новые возможности в терапии болезни Паркинсона, депрессии, тревожности и эпилепсии.

Родопсины относятся к обширной группе опсинов. Они содержат специальную группу — ретиналь, при поглощении фотона которой белок активируется. До начала XXI века были изучены только родопсины архей, найденные в геномах галобактерий. Однако к сегодняшнему дню с помощью геномных и метагеномных исследований найдено более десяти тысяч генов этих белков. Родопсины присутствуют во всех трех доменах жизни (бактерии, археи, эукариоты) и в гигантских вирусах и вносят основной вклад в захват солнечной энергии в океане.

Левая часть: димер гелиородопсина 48С12 в мембране (серые диски); правая часть: карты электронной плотности высокого качества определяют наличие аниона ацетата в активном центре гелиородопсина 48С12