Опубликовано 21 сентября 2017, 17:10

Травоядные динозавры закусывали раками

Травоядный гадрозавр в представлении художника

© Frank Lode/Flickr

Ученые из Колорадского университета в Боулдере выяснили, что 75 миллионов лет назад на территории современного штата Юта жили крупные травоядные динозавры, которые, тем не менее, иногда ели и ракообразных. Предполагается, что это поведение связано с репродуктивной деятельностью рептилий. Об исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports, сообщает портал EurekAlert.

О рационе динозавров палеонтологам стало известно благодаря копролитам, окаменевшим фекалиям, которые относятся к позднему меловому периоду. Копролиты обнаружили неподалеку от национального природного памятника Большая Лестница-Эскаланте на юге штата Юта. По словам ученых, экскременты, вероятно, принадлежали гадрозавру. Этот динозавр передвигался на задних конечностях и питался преимущественно ветками, хвойными иглами и семенами. На его морде было образование, напоминавшее утиный клюв.

В копролитах нашли фрагменты гниющей древесины и кусочки хитиновых панцирей ископаемых ракообразных, живших в хвойной древесине. Образцы панциря были найдены в десяти образцах копролитов в трех разных стратиграфических слоях на расстоянии примерно 21 километр, исходя из чего ученые пришли к выводу, что динозавры проглатывали их намеренно. Вероятно, присутствие ракообразных в рационе обеспечивало динозаврам поступление белка и кальция.

Размер панцирей ракообразных в копролитах указывает на то, что длина раков была около двух сантиметров. Размер некоторых ракообразных составлял от 20% до 60% ширины клюва гадрозавра, поэтому маловероятно, что динозавры проглатывали их случайно.

По одной из версий, потребление ракообразных было сезонным. Вероятно, травоядные динозавры ели раков в период, начинающийся с размножения и кладки яиц. Таким же образом некоторые современные птицы потребляют больше белка и кальция в сезон размножения.