Опубликовано 30 апреля 2019, 12:09

Открыты три новых вида африканских шпильковых змей

© Mark-Oliver Roedel

На северо-западе Либерии и юго-востоке Гвинеи были обнаружены представители двух новых видов семейства шпильковых змей. Одна из змей предприняла попытку напасть на исследователей. Статья об открытии опубликована в журнале Zoosystematics and Evolution.

Шпильковые змеи — это подземные хищники размером до 1 м, появляющиеся на поверхности только в темное время суток. Темно-бурая или черная окраска делает их незаметными в листовом опаде или на песчаной почве. Они охотятся на других роющих животных: грызунов, ящериц и змей. Добычу земляные гадюки убивают ударом длинных боковых зубов, которые могут складываться, выступая из пасти по бокам. Строение ротового аппарата позволяет рептилиям наносить неожиданные удары сбоку. Яд шпильковой змеи не смертелен для человека, но может вызывать значительный некроз тканей вокруг укуса.

Новооткрытые виды выделяет слияние подглазничного и скулового нервов, тонкое тело (276—288 брюшных и 19—20 рядов спинных чешуй) рассеченная анальная пластинка и разделенные подкаудальные чешуйки. Новые Atractaspis, вероятно, эндемичны для западной части лесной зоны Верхней Гвинеи и вносят вклад в биоразнообразие региона.

Заметив в лесах Либерии змею, биологи попытались поймать ее традиционным образом — схватив за голову. Однако рептилия постаралась сжаться и совершила несколько боковых атак, целясь в жертву торчащим из уголка рта крупным клыком. Это наблюдение позволило сразу отнести змею к шпильковым, а дальнейший анализ ДНК показал, что образец относится к неизвестному еще герпетологам виду.