Опубликовано 20 июня 2017, 11:39

Трупы антилоп являются основой экосистемы Серенгети

Антилопа гну

© Jean-François Ducasse/Global Look Press

Американские ученые изучили влияние миграции антилоп гну на флору и фауну равнин африканской местности Серенгети. Выяснилось, что трупы утонувших и задавленных копытных не только становятся пищей для крокодилов и стервятников, но и являются основой жизни многих других видов как на земле, так и в воде. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ежегодные миграции антилоп гну являются крупнейшими на Земле перемещениями сухопутных животных. Каждый год из примерно 1,2 миллиона особей, движущихся между Кенией и Танзанией с июля по сентябрь по маршруту длиной 1800 километров, около 6500 тонет или умирает под копытами сородичей при пересечении реки Мара, впадающей в озеро Виктория. «Это соответствует 10 голубым китам, брошенным в реку», — говорит Дэвид Пост, профессор экологии и эволюционной биологии в Йельском университете и соавтор статьи.

В течение 6 лет ученые исследовали масштаб и влияние этого массового побоища. Они оценивали количество трупов, наблюдали за кавалькадой помогающих им разложиться падальщиков и отслеживали, как по пищевой цепочке распространялись питательные вещества. Количество доступной органики резко увеличивается, но и быстро заканчивается, однако кости работают как медленно становящееся доступным удобрение. Также биологи замеряли питательную ценность туш, считали количество падальщиков, измеряли параметры воды и ловили рыбу для химического анализа.

В результате выяснилось, что гну составляют 50% пищи местных рыб, ежегодно высвобождая в среду обитания 13 тонн фосфора, 25 тонн азота и 107 тонн углерода. В течение нескольких недель концентрация нутриентов может временно увеличиться в четыре раза. Трупами питаются личинки членистоногих, которые в свою очередь являются едой для малых животных, таких как мангусты. «Частота и масштаб этих событий предполагают, что массовые утопления могли играть важную историческую роль для других рек, когда крупные миграции и нетронутые реки были обычным явлением», — говорит соавтор Аманда Субальски. Также ученые отмечают, что незаконная деятельность человека и голод приводят к гораздо большему количеству смертей антилоп.