Опубликовано 22 ноября 2019, 22:08

У кораллов нашли новую болезнь

© Andrew Buckner/NOAA

В рифах Микронезии ученые обнаружили новое заболевание кораллов — болезнь серых пятен. Оно вызывается цианобактериями, протекает медленно и существенно изменяет микробиом. Статья об этом была опубликована в журнале Microbiome.

Сообщества коралловых рифов чувствительны к экологическим последствиям изменения климата. Из-за увеличения случаев их обесцвечивания и последующего заражения болезнями обилие коралловых рифов снижается. Эти организмы играют роль хозяина для различных микробных сообществ. Предыдущие исследования показали, что этот микробиом может сильно влиять на выживаемость кораллов, а различные заболевания могут изменять его состав.

В период с 2011 по 2018 год исследователи из Университета Дерби и Гуамского университета обследовали рифы в Индийском и Тихом океанах на предмет наличия признаков этого нового заболевания и определили, что в настоящее время оно ограничено Микронезией. Заболевание характеризовалось ростом тонкого серого слоя цианобактерий, образующих биопленку — нарост на живой коралловой ткани, устойчивый к действию различных химических веществ.

Из-за этих видимых признаков ученые назвали заболевание «болезнью серых пятен». Она была обнаружена у 18 различных видов кораллов и встречалась в 21,7% обследованных колоний. Для наблюдения за его развитием авторы отметили 12 кораллов, относящихся к роду поритов, на рифе Луминао в Гуаме. Хотя болезнь была в состоянии заразить несколько видов, авторы обнаружили, что она медленно прогрессировала и некоторые ткани зараженных организмов могли расти над биопленкой.

«При анализе образцов кораллов оказалось, что в деградации их защитных сил участвует множество микроорганизмов. Они вызывают начало заболевания. Это подтверждает недавние выводы, которые предполагают, что мы должны перейти от модели "один патоген — одно заболевание" к изучению важности воздействия большого числа патогенов в этом процессе», — подчеркивает ведущий автор исследования Майкл Свит из Университета Дерби.

После заражения микробиом каждого коралла оказался значительно изменен. Затем ученые сравнили разнообразие микроорганизмов в разных кораллах. В результате они обнаружили, что страдающие этим заболеванием кораллы имеют похожие профили микробиома. Это противоречит новой гипотезе, которая утверждает, что сообщество рифовых бактерий становится разобщенным. Полученные результаты свидетельствуют о том, что организация микробиома этих организмов после заражения изменяется контролируемым образом.

Исследователи также показали, что найденные в переболевших кораллах микробы могут быть своеобразным маркером их состояния. В здоровых тканях кораллов были обнаружены «инфекционные кластеры», которые могут появляться еще до возникновения явных симптомов заболевания, а в уже пораженных — «кластеры выживания», обитателей которых исследователи намереваются использовать в качестве пробиотиков.