Опубликовано 13 марта 2020, 10:55

Ученые открыли самый маленький вид динозавров

© Lida Xing

Палеонтологи обнаружили в янтаре крошечный оперенный череп, который принадлежит новому виду Oculudentavis khaungraae. Он может оказаться самым маленьким динозавром, известным науке. О своем открытии ученые рассказали в статье журнала Nature.

Янтарь — окаменевшая смола древних деревьев — может сохранять в себе живые кости и ткани в течение многих веков, не давая им разложиться. Зачастую в янтаре палеонтологи находят целых насекомых или даже фрагменты до сих пор неизвестных видов животных.

В новой работе исследователи нашли и описали череп самого маленького на сегодняшний день динозавра эпохи мезозоя. Судя по полученным учеными данным, этот вид, названный Oculudentavis khaungraae, был размером с колибри и охотился преимущественно на насекомых.

С помощью синхротронного сканирования высокого разрешения авторы смогли изучить отличительные особенности находки и определить, чем она отличается от черепов других динозавров той эпохи. Форма и размер глазных костей рассказали ученым, что новый вид вел преимущественно дневной образ жизни. Также авторы отметили удивительное сходство его глаз с глазами современных ящериц.

Кроме того, палеонтологи обнаружили уникальную картину сращивания различных костных элементов на черепе, а также наличие 23 зубов на каждой из челюстей, а это говорит нам о том, что животное было хищником. Размер самого черепа составил рекордные 7,1 миллиметра, а длина всего тела животного вместе с клювом была около двух сантиметров.

Это открытие дает новую информацию для понимания эволюции птиц, демонстрируя миниатюризацию размеров тела животных на ранних этапах эволюции. Высокая сохранность образца также подчеркивает потенциал янтаря для выявления самых маленьких видов позвоночных.