Опубликовано 17 декабря 2018, 15:53

Впервые исследованы уникальные перья древних птиц

© Xing et al./Journal of Palaeogeography

Палеонтологи нашли хорошо сохранившиеся в янтаре хвостовые перья птиц возрастом около 100 миллионов лет. Оказалось, что структура исследованных перьев не имеет аналогов среди современных птиц. Результаты изложены в Journal of Palaeogeography.

Древние птицы, существовавшие одновременно с динозаврами, сильно отличались от современных. В частности, у них были специфические длинные хвостовые перья. Ученые считали их исключительно декоративными, подобно хвостовым перьям некоторых современных колибри и райских птиц. Они присутствуют у окаменелых останков ранних пернатых, которые находят на территории Китая уже на протяжении нескольких десятилетий. Однако в процессе формирования окаменелостей перья полностью сплющиваются, что затрудняет их детальное исследование.

В новой работе ученые описывают множество сохранившихся во всех деталях необычных перьев, найденных в 31 куске янтаря. Благодаря этому биологам удалось изучить полную трехмерную структуру образований. «Это самые причудливые перья, что мне доводилось видеть, — говорит соавтор работы Цзинмай О’Коннор из Института палеоантропологии и палеонтологии позвоночных (Китай). — То, как мы ранее интерпретировали эти перья, опираясь на данные окаменелостей, было практически полностью неверным».

Отличия проявляются начиная с основных элементов. Центральная часть пера, стержень, у всех современных птиц представлена полой трубкой. У необычных древних перьев стержень больше похож на полуцилиндр, не образующий внутренней полости, а количество бородок по обе стороны заметно меньше. Также некоторые стержни оказались удивительно тонкими, всего три микрона в диаметре, что более чем в два раза меньше размера эритроцитов человека. Подобные перья должны были быть жесткими и торчать, заметно выделяясь из остального оперения. Авторы предполагают, что данные перья служили для отвлечения хищников, подобно отбрасываемому хвосту некоторых современных ящериц и длинным отросткам на крыльях бабочек.